По итогам всеобщих выборов, состоявшихся в четверг, Великобритания впервые с 1974 года получает «подвешенный парламент», в котором ни одна из политических партий не получает уверенного большинства.
Как свидетельствуют данные экзит-полов, 305 из 650 мест в палате общин получает Консервативная партия во главе с Дэвидом Кэмероном. На втором месте правящие лейбористы — у них 255 мест. Либеральные демократы могут рассчитывать на 61 депутатский мандат.
Официальные данные пока не объявлены. На десять утра по местному времени (13.00 по Москве) были известны точные результаты по 615 из 650 избирательных округов. Согласно им консерваторы пока собирают 290 мандатов, лейбористы — 247, а либерал-демократы — только 51. Экзит-полы обычно дают верное представление о распределении голосов, но в 1992 году прогноз, сделанный на их основе, не сбылся: консерваторы смогли получить большинство мест. Объявление итогов выборов не произойдет до 19.00 часов по Москве.
Если брать расклад по общему числу голосов, то консерваторы заручились поддержкой порядка 36% избирателей, лейбористы смогли удержать 27%, а за либерал-демократов проголосовало меньше, чем ожидалось: всего 22%.
Как только в три часа ночи (6 утра по Москве) Кэмерон был объявлен победителем в своем оксфордширском округе Уитни, он объявил, что цифры «ясно свидетельствуют, что лейбористское правительство потеряло свой мандат на власть».
Лейбористы премьера Гордона Брауна терпят ожидаемое поражение, теряя, по предварительным данным, 94 мандата и откатываясь на худшие с 1983 года позиции. Несмотря на то что Брауну удалось переизбраться в парламент в седьмой раз, остаться в большой политике он вряд ли сможет.
Согласно действующим в Британии правилам, сразу же напомнил в эфире BBC министр по делам бизнеса лорд Мандельсон, когда ни одна партия не набирает в парламенте большинства, право первым попытаться сформировать новый кабинет принадлежит действующему премьер-министру. Благодаря своих избирателей в округе Кирккэлди-энд- Коуденбит за поддержку, Браун объявил, что считает своим долгом поспособствовать тому, чтобы Британия имела «сильное, стабильное и принципиальное правительство».
Источники в лейбористском кабинете намекнули, что Браун пригласил либерал-демократов к коалиционным переговорам. Министр по делам Уэльса Питер Хейн заметил в интервью телеканалу Sky News, что нынешний расклад голосов «дает уникальную политическую возможность либерал-демократам». «Наше лейбористское правительство готово предложить этот шанс», — заявил он. Сейчас Кэмерону важно зафиксировать свое лидерство, не допустив, чтобы победа уплыла у него их рук. Как только пресса передала утечку с Даунинг-стрит, 10, о возможных переговорах Брауна с Клеггом, теневой министр иностранных дел Уильям Хэг объявил эту сделку «постыдной».
Либерал-демократы предложение лейбористов отвергли. Их лидер Ник Клегг в пятницу утром объявил, что правительство должна сформировать Консервативная партия.
«Сегодня утром представляется, что Консервативная партия получает больше голосов и больше кресел, хотя и не абсолютное их большинство. Вот почему я думаю, что пришло время Консервативной партии доказать, что она способно искать способы править, исходя из национальных интересов», — заявил лидер либерал-демократов на пресс-конференции в Лондоне.
Клеггу не удалось стать «делателем королей», как ему предрекали еще накануне. Из-за мажоритарной избирательной системы либеральные демократы, пережившие феноменальный взлет популярности и шедшие последние три недели в предвыборных опросах наравне с лейбористами, не только не увеличили своего представительства в палате общин, но даже потеряли один мандат. «Очевидно, это была разочаровывающая ночь для либеральных демократов, — признал Клегг. — Мы просто не достигли того, на что надеялись».
Союз с проигравшими лейбористами нанес бы либерал-демократам ущерб в глазах общественного мнения, считает замдиректора Института Европы РАН Алексей Громыко. Партия Клегга могла бы пойти на него лишь при условии, что Браун отступает в тень, расчищая место для нового лидера «трудовиков». «Именно с лейбористами Клегг мог найти общий язык, поскольку главное их требование — отказ от мажоритарной избирательной системы и введение пропорциональной — лейбористы обещали поставить на голосование в ходе референдума осенью 2011 года», — напомнил «Газете.Ru» эксперт.
Но этот союз располагал бы только 316 мандатами, которых опять же не хватит, чтобы сформировать коалиционный кабинет. Не помогут и три члена парламента, избранные от Социал-демократической лейбористской партии Северной Ирландии.
Консерваторы, которым не хватает 21 мандата, чтобы получить абсолютное большинство в парламенте и сформировать собственное правительство, в поддержке крупной фракции либерал-демократов не так уж нуждаются.
Коалиция с либерал-демократами для Кэмерона лишь один из трех вариантов. Помимо него он может создать коалицию с малыми партиями, представляющими национальные окраины, или пойти на формирование неустойчивого кабинета меньшинства.
Если, как свидетельствуют экзит-полы, в парламент попадут 10 ирландских юнионистов, придерживающихся правых взглядов, то тори смело смогут записать их голоса себе в актив. Тогда консерваторам придется найти еще 10 голосов. Не исключено и создание правительства меньшинства. Если коалиционные переговоры провалятся, Кэмерону предстоит сформировать кабинет в одиночку. Но тогда в жизнеспособности его правительства будут большие сомнения: любое серьезное голосование сможет привести к падению кабинета.