Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, обвиняемый в хищении всей нефти, добытой компанией в 1998–2003 годах, легализации средств от ее продажи и хищении акций Восточной нефтяной компании (ВНК), продолжает разбирать свое обвинительное заключение. В пятницу он демонстрировал суду отсутствие в заключении описания его действий, которые обвинение считает преступными.
Ходорковский зачитывает каждую фразу из обвинения, где упомянуто его имя, и показывает, что в нем «нет описания действий, а есть только оценки», которые следствие, по его словам, и предлагает оценить суду. «А единственное право, которого нет у суда, – квалифицировать действия, не вменяемые подсудимому», — отметил Ходорковский, обращаясь к судье Виктору Данилкину.
К вечеру пятницы Ходорковский дошел до 43-й страницы обвинительного заключения. Там, в частности, описан способ хищения, который он «и члены организованной группы», которой обвинение считает бывшее руководство ЮКОСа, применяли для хищения нефти у дочерних предприятий компании. Указано, что способ этот был тем же, что и при хищении акций и продукции у предприятия «Апатит». Есть ссылка на решение суда. Ранее Ходорковский уже указывал, что судебного решения, признавшего преступным эпизод с «Апатитом», не существует. Еще Мещанский суд, выносивший приговор по его первому делу, отказался признать этот эпизод преступлением, отдельно указав, что изъятия продукции у предприятия не было.
При этом способы хищения, вменявшиеся Ходорковскому, тогда и сейчас «диаметрально противоположны», указал подсудимый. В случае с «Апатитом» он обвинялся в присвоении без признаков хищения, а теперь – в хищении путем присвоения.
Кроме того, говоря о генеральных соглашениях между ЮКОСом и его «дочками» (следствие считает, что соглашения, по которым ЮКОС становился покупателем их нефти, противоречили интересам «дочек»), Ходорковский обвинил прокуроров в том, что они берут на себя право «определять волю (акционерных) обществ, членами которых они не являлись». «Не понимаю, почему происходит такое разделение на граждан первого и второго сорта: обычные граждане должны жить по закону, а прокуроры могут действовать вне рамок правового поля», — возмутился подсудимый. Он отметил, что генеральные соглашения, законность которых подтверждена судами, действуют до сих пор, а основным акционером «дочек» с момента их создания был именно ЮКОС, который и определял их волю.
Заседание в Хамовническом суде Москвы продолжится в понедельник.