Во вторник за подписями мэра Москвы Юрия Лужкова и спикера Мосгордумы Владимира Платонова было обнародовано открытое письмо с требованием официальных извинений от Общественной палаты.
Письмо вызвано событиями 9 апреля, когда в ОП проходило открытое обсуждение генплана развития Москвы до 2025 года. Выступавшие там от Москвы Платонов и главный архитектор столицы Александр Кузьмин несколько раз прерывались выкриками собравшихся, а после слов члена ОП Марата Гельмана «для нас исторический центр Москвы — это любовь, а для Лужкова — овощная грядка, с которой нужно собрать больше урожая», а также обвинений в «жадности и безразличии» московские чиновники в знак протеста вышли из зала.
«К огромному сожалению, от конкретных замечаний к проекту генплана дискуссия перешла к открытым оскорблениям со стороны некоторых членов ОП, унижающим честь и достоинство исполнительной и законодательной власти города, — пишут Лужков и Платонов. — В результате члены делегации Мосгордумы и правительства Москвы не сочли возможным далее участвовать в этом мероприятии. Представители мэрии и Мосгордумы не будут участвовать в каких-либо обсуждениях, проводящихся ОП, до принесения официальных извинений органам власти города Москвы. Мы по-прежнему максимально открыты для диалога со всеми жителями Москвы и общественными организациями, но подменять обсуждение скандальными пиаровскими акциями считаем недопустимым».
Письмо московских властей не комментируем, сказал пресс-секретарь ОП Андрей Жвирблис. Он напомнил, что днем ранее на сайте ОП было опубликовано письмо с извинениями «за отдельные высказывания» на слушаниях, которое подписано замсекретаря ОП Михаилом Островским и тремя членами палаты.
«Сегодня днем нашел в почте тяжелочитаемую копию, присланного по факсу письма… Такое же, говорят, пошло Кузьмину. Это не извинение!» — отвечает общественникам в беседе с «Газетой.Ru» Платонов.
«Они оскорбили не Платонова и Кузьмина, они оскорбили московские органы власти. Должно быть извинение перед властью!» — сказал спикер. Оскорблены были две ветви власти Москвы — законодательная и исполнительная, трактует Платонов, потому под письмом есть и подпись Лужкова.
«Оскорбление было публичным, пусть так же публично принесут извинения», — требует зам Платонова, глава фракции «Единой России» в МГД Андрей Метельский. «Извинение должно быть в той же аудитории, к примеру, — рассуждает Платонов. — Как опровержения в газетах печатаются на той же странице и тем же шрифтом, что и опровергаемые сведения».
Может извиняться не лично Гельман, признает Метельский. «ОП должна собраться и обсудить, как им извиниться, мы не к гражданину Гельману обратились, а к ОП, ее задача решить, как ответить», — говорит Платонов.
Заседаний по поводу отношений с Лужковым не планируется, говорит источник в руководстве ОП, новых извинений сейчас не готовится. В палате считают достаточным вчерашнее письмо Островского, он не писал Лужкову только потому, что по уровню это может делать только секретарь ОП, говорит собеседник.
Другой источник в ОП рассказывает, что скандал на слушаниях стал темой разбирательства в администрации президента (АП).
Гельман имел разговор в управлении по внутренней политике АП, которое курирует работу общественных организаций, рассказал источник, члену ОП была оказана поддержка, но его попросили не педалировать критику властей Москвы, «замять публичную склоку». Бывшего галериста Гельмана также попросили не посещать обсуждающийся в блогах митинг «Генплан Москвы на свалку, Лужкова в отставку!», который проходил вечером у Чистых прудов.
«У меня было очень много бесед по этому поводу, трудно выделить какую-то одну», — заявил «Газете.Ru» по этому поводу Гельман. По его словам, «ничего, чем бы хотелось поделиться», в ходе таких разговоров не обсуждалось. В митинге против генплана во вторник Гельман участия не принял — «по причине своего отъезда в Казань». В пятницу на очередные общественные слушания палаты по Москве экс-галерист не попадет: «Я буду в Перми».
Островский до перехода на работу в ОП курировал в администрации президента работу с общественными организациями.
Гельман признается, что не очень понимает требование официального извинения, так как палата является общественным органом и никакого руководства у нее нет. «Я готов извиниться в любой форме, если после этого пройдет нормальное обсуждение вопроса. Это их больше всего интересует сохранение лица, а мы хотим сохранить Москву», — говорит Гельман.
Другой критик московских властей в ОП архитектор Вячеслав Глазычев говорит, что к извинениям, если они будут, не присоединится: «Не извинялся и не вижу в этом никакой необходимости».
До принесения извинений «в том виде, как мы настаиваем, никаких контактов с ОП не будет», обещает Метельский.
«В пятницу в ОП пройдут очередные слушания по установке памятников в Москве, посмотрим, придут ли московские чиновники, которые приглашались», — говорит источник в палате. «Не пойдем!», — заявил Метельский. «О Москве в этот раз без Москвы», — ответил отказом Платонов.
Общественная палата была учреждена по инициативе президента Владимира Путина в 2005 году. В законе об ОП, принятом Госдумой в марте 2005 года, сказано, что этот орган «обеспечивает взаимодействие граждан РФ с органами государственной власти». «Если этот орган введен законодательством, предложенным президентом, это не означает, что он может делать все что захочет, вести себя как бакалейная лавка», — комментирует спикер Мосгордумы.
«Общественная палата за пять лет сделала, может быть, в третий-пятый раз что-то по-настоящему общественно важное. Обидно, что все замнется», — переживает источник в палате.