Медведев в четверг без предупреждения прилетел в Дагестан, где накануне в Кизляре произошел двойной теракт. Ради этой поездки Кремль отменил заранее намеченную на середину дня встречу главы государства с лидерами партий — ее перенесли на пятницу. Из аэропорта в Каспийске Медведев перелетел в Махачкалу на вертолете. Это было сделано по соображениям безопасности, сообщили в администрации дагестанского президента.
Еще на борту президент общался с главой МВД России Рашидом Нургалиевым и главой ФСБ Александром Бортниковым, которые рассказали ему о ситуации в республике. В 13.10 вертолет с президентом приземлился на центральной площади Махачкалы. Еще за несколько часов до Медведева сюда же приехали полпред главы государства в Северо-Кавказском округе Александр Хлопонин и главы всех регионов Кавказа.
В местном доме правительства президент провел совещание по борьбе с терроризмом.
«Мы больше, мы сильнее, за нами судьбы людей, а главное — за нами правда», — сообщил собравшимся президент. — Открутили головы наиболее одиозным бандитам, но, видимо, этого мало. В любом случае всех найдем и всех накажем. Только таким образом».
Основные задачи борьбы с терроризмом на Кавказе, сказал президент, «это укрепление правоохранительных органов, МВД, ФСБ, судов», а также «кинжальные удары по террористам», уничтожение «их и их пристанища»; помощь «тем, кто решил порвать с бандитами», развитие экономики, образования, культуры; укрепление нравственной и духовной составляющей».
«Перечень мер борьбы с терроризмом должен быть расширен, они должны быть не только более эффективными, но и жесткими, жестокими и превентивными. Надо наказывать», — предложил глава государства. Тема введения КТО на Кавказе не обсуждалась, сообщил после встречи ставропольский губернатор Валерий Гаевский.
«В принципе, можно было бы пойти на достаточно серьезные изменения, лишь бы они были эффективными», — добавил президент.
Президент не исключил, что оперативное сопровождение уголовных дел по статьям, связанным с терроризмом, может быть «усовершенствовано». В первую очередь это связано с дознанием, следствием и судом, сказал он. Во вторник президент уже говорил, что практика применения законодательства по «террористическим статьям» может быть изменена.
Оперативное сопровождение дел по статье «терроризм» сейчас осуществляют оперподразделения МВД и ФСБ. Эти ведомства должны высказаться, чего им не хватает для более эффективного оперативного сопровождения, говорит член комитета Госдумы по безопасности Михаил Старшинов. По этому вопросу, как и другим, которые обсуждались на совещании, в ближайшее время будет дан ряд поручений и определены ответственные, сказала «Газете.Ru» пресс-секретарь президента Наталья Тимакова. Поручения будут касаться администрации президента, полпредства в СКФО, МВД, ФСБ и других органов, сказала она.
Медведев также выступил за усиление влияния лояльных исламских лидеров на Кавказе. «В нравственном измерении убийство является грехом в любой религии, это дает возможность работать с самыми разными людьми, — считает Медведев. — Нужно им (исламским лидерам — «Газета.Ru») помогать, всячески способствовать укреплению их авторитета, они должны нести правду». Президент попросил в этой работе помощи руководителей регионов и бизнеса. Журналистам тут же досталось за то, что они иногда «смешивают тех, кто исповедует ислам, и тех, кто является религиозными фанатиками и устраивают теракты», чем вносят «раскол в общество».
Рамзан Кадыров предложил предоставлять больше возможностей мусульманским лидерам, которые «должны проповедовать традиционный ислам».
Рецепт Кадырова не подходит, считает главред «Кавказского узла» Григорий Шведов. Вместо того чтобы сделать имамов независимыми от светских властей, будут поддерживать только тарикатистских авторитетов, к тому же связанных с властями и силовыми органами, как это сейчас происходит в Чечне. Требуется легализовать духовных наставников, придерживающихся ислама ваххабитского толка, позволить имамам этого направления быть свободно избранными, интегрировать их в Духовное управление мусульман Северного Кавказа, говорит эксперт.
Их влияние сильно, констатирует собеседник: например, в Дагестане не меньше 25% мечетей избирает независимых имамов, значительная их часть придерживаются ваххабитского ислама.
В экономическом плане Медведев сообщил, что ждет от Хлопонина «новых предложений по программам, финансированию, кластерам, новым рабочим местам». Президент также призвал крупных бизнесменов помогать нормализации социально-экономической ситуации на Кавказе. «Нужно заставить заниматься этими вопросами всех, кому не безразлична судьба страны, кто способен махнуть мошной. Не все в Москву вкладывать и за границу. Надо долги отдавать», — обратился Медведев.
На вопрос, касается ли призыв президента и живущих за границей кавказских бизнесменов, таких как Михаил Гуцериев, Тимакова ответила: «Касается всех поголовно».
Есть много бизнесменов с Кавказа, поясняет она, «и миллиардер Сулейман Керимов родом из Дагестана, Магомедовы, другие». При этом нельзя сказать, что они ничего не делают для региона, уточнила она.
Бывший хозяин закрытого властями Черкизовского рынка Исмаилов уже вернулся в Россию. Побывав в Грозном, он проявил заинтересованность в проектах на территории Чечни — в частности, в развитии гостиничного комплекса. В окружении Гуцериева не исключили, что бизнесмен пойдет на вложения в экономику Кавказа в случае возвращения в Россию. Президент Ингушетии никаких разговоров с Гуцериевым о его вложениях в регион не ведет, сообщил пресс-секретарь Юнус-Бека Евкурова Калой Ахильгов.
Специфика региона будет учитываться в реформе территориальных подразделений МВД на Кавказе, сообщил Медведев в Махачкале. Президент назначил представителем министра внутренних дел по координации и контролю деятельности органов внутренних дел и Внутренних войск МВД, дислоцированных на территории СКФО, генерал-полковника Евгения Лазебина (об изменениях в работе МВД на Кавказе см. отдельный материал «Газеты.Ru»).
Отдельно Медведев говорил о терминах. «Надо, чтобы все понимали, что здесь, на Кавказе, — не только понимали, а использовали соответствующий терминологический аппарат — живут такие же наши люди, граждане России, а не выходцы с Северного Кавказа», — обратился он к журналистам.
На федеральном уровне не будет вводиться никаких ограничений на упоминание национальности преступников, пояснили в Кремле. Такой запрет инициировался в Москве.
«Это вопрос культуры. На Кавказе очень внимательно отслеживают, как о них отзываются, и им обидно, когда по территориальному признаку их записывают в преступники», — говорит Тимакова.