Американский и французский президенты Барак Обама и Никола Саркози решили торжественно помириться. Саркози, ставший первым лидером, с которым новый глава американский администрации встретился после выборов, и называвший Обаму «другом», последние месяцы выступал как постоянный критик и насмешник над политикой Белого дома. Саркози, отправившийся с супругой Карлой Бруни в США еще в субботу, приедет в Вашингтон из Нью-Йорка во вторник вечером, чтобы провести переговоры с Обамой, а затем поужинать семьями в неформальной обстановке.
До французского президента ни один глава государства не удостаивался приглашения на семейный ужин у четы Обама. Знак внимания Саркози назвал «свидетельством особенной дружбы».
Темы, которые будут обсуждать президенты, знакомые: иранское ядерное досье, активизация процесса ближневосточного урегулирования, создание механизмов международного финансового контроля и совместной борьбы против изменений климата. Обаме важно получить подкрепленное обещание пополнить контингент французских войск в Афганистане. Однако пока французские ответственные лица осторожничают, не давая никаких обещаний, что отправят в Афганистан больше тех 80 специалистов по подготовке полицейских, о которых Париж говорил на Лондонском саммите в январе.
Вопросы по сделке о продаже французских вертолетоносцев «Мистраль» России Вашингтон снял. «Это не было каким-то серьезным яблоком раздора», — объявил советник Обамы по национальной безопасности генерал Джеймс Джонс в интервью французским СМИ. США также заинтересованы в сотрудничестве с Москвой, добавил он.
Саркози также хочет разъяснений по поводу изменения в середине марта условий тендера на поставку американским ВВС 179 самолетов-дозаправщиков. В результате единственным участником конкурса, сулящим $40 млрд, осталась американская корпорация Boeing, а европейский концерн EADS вынужден был снять свою кандидатуру. Страны ЕС обвинили США в протекционизме.
Главной идеей Саркози станет приглашение Америки к более глубокому диалогу с Европой. Вашингтон, по мнению французского президента, должен пересмотреть свою роль единственной в мире супердержавы.
В понедельник на встрече со студентами Колумбийского университета в Нью-Йорке Саркози заявил, что «в XXI веке нет такой страны, которая могла бы верховодить в мире в одиночку». Это касается и экономической, и финансовой политики. Президент пообещал, что постарается дать на встрече с Обамой определение «новому мировому валютному порядку», ведь доллар больше не является доминирующей резервной валютой.
Ответственность за это может лежать лишь на Вашингтоне и Брюсселе, представителем чьих интересов Саркози претендует быть. «Если Европа и США не изобретут эту новую модель, никто этого не сделает», — уверен французский президент.
Несмотря на то что на родине Саркози получил прозвище Американец, а Обаму в Европе просто обожают, отношения двух стран не заладились с самого начала.
Как пишет британская The Times, хозяин Белого дома просто не посчитал нужным «считать Саркози самым влиятельным европейским лидером», как того хотелось французскому президенту.
На всю проамериканскую риторику Елисейского дворца Белый дом отвечал «вежливым безразличием», добавляет французская Le Point. Иногда и невежливым. В июне прошлого года Обама долго тянул с ответом на приглашение Саркози принять участие в праздновании 65-летия высадки союзников в Нормандии. А когда там все-таки появился, отклонил приглашение Елисейского дворца отужинать в Париже у супругов Саркози, хотя и жил в нескольких метрах от частных апартаментов главы французского государства. Обама предпочтет провести вечер с семьей в одном из парижских бистро.
«Обама не из экспансивных и пылких людей. Это, скорее, сухарь. Наши отношения были более легкими при Буше», — заключил тогда в беседе с Le Figaro неназванный советник французского президента.
Отношение к Обаме у французского президента было соответствующее. Во время встреч «двадцатки» Саркози не раз отпускал замечания в адрес американского лидера, которого он называл малоопытным и наивным. Предметом для насмешек стала и задуманная Обамой реформа здравоохранения — единственная большая идея новой администрации, при том что сам он, Саркози, «перетряхивает Францию по всем фронтам», можно было услышать от французского президента, писала The Times.
В сентябре прошлого года на заседании Генассамблеи ООН Саркози с видимым нетерпением ждал, пока Обама закончит свою речь о «безъядерном мире». Тогда же его американский коллега спутал карты французам, отказавшись поддерживать их антииранскую риторику. Ярый атлантист, вернувший Францию в военную организацию НАТО, Саркози готов был обрушиться с новыми обвинениями на Тегеран. Но на заседании Совбеза ООН по нераспространению, на котором председательствовал Обама, представители американской делегации попросили Саркози пересмотреть свою речь. Президент был явно раздражен. «Мы живем в реальном мире, а не в виртуальном», — отреагировал он.
«Я выступаю в поддержку того, что Америка протягивает нам руку. Но что получило мировое сообщество от таких приглашений к диалогу? Ничего, кроме наращивания работ по обогащению урана и увеличения числа центрифуг», — заявил на Генассамблее Саркози. «Президент Франции продемонстрировал большую решимость, чем главнокомандующий США, в борьбе против одного из самых серьезных вызовов всемирной безопасности», — удивлялись авторы The Wall Street Journal.
Сближение Парижа и Вашингтона Le Figaro объясняет нуждой во внешнеполитических успехах, которую испытывают оба лидера. Обаму, победившего в борьбе с республиканцами за реформу здравоохранения и наконец-то согласовавшего с Москвой новый договор об СНВ, еще ждут непростые промежуточные выборы в ноябре. Саркози, проигравший региональные выборы 20 марта, должен использовать любую возможность, чтобы вернуть себе популярность.
«Отношения очень здоровые. Обама очень ценит Саркози и его безоговорочную поддержку по самым главным вопросам», — оптимистично заявляет теперь советник американского президента по национальной безопасности Джеймс Джонс.