В Кирове завершился Social сamp 2010 – конференция российских некоммерческих организаций, в ходе которой они обучались тому, как повысить активность гражданского общества в России с помощью интернета. Сами организаторы, правда, предпочитали называть свое мероприятие просто соцлагерем, видимо, в первую очередь, по причине местонахождения. Кировская область до сих пор остается весьма специфичным регионом, так и не изжившим в себе ни советского прошлого, ни советского же электората (коммунисты до сих пор пользуются здесь огромной поддержкой), зато управляемым либералом из СПС Никитой Белых.
Уже с самого начала выяснилось, что какая-то гражданская активность вне интернета в России теперь просто немыслима. Социолог фонда «Общественное мнение» Павел Лебедев рассказал об исследовании ФОМ, главным выводом из которого можно считать то, что 90% российских гражданских активистов так или иначе присутствуют в сети и действуют через нее. Что в общем-то уже даже не надо доказывать: все последние громкие кампании, будь то борьба майора Дымовского с МВД, протест против «живого щита» на МКАД или история вокруг аварии на Ленинском проспекте с участием вице-президента «ЛУКойла», начинались в интернете.
Губернатор Кировской области Никита Белых, встретившийся с участниками Social сamp, признался, что сам он научился использовать интернет, наоборот, для подавления гражданских протестов. «У меня в регионе никаких митингов по поводу повышения транспортного налога не было, в отличие от Калининграда», — заметил глава области. В то же время транспортный налог в регионе повысили в три раза. По словам Белых, он заранее узнал об акции протеста кировских автомобилистов через блоги и в день акции позвал активистов к себе на встречу, анонсировав приглашение в личном блоге. «Я выложил им гору аргументов. После этого они создали федерацию автомобилистов области, и теперь появился субъект, с которым можно вести переговоры», — рассказал Белых.
Впрочем, в целом гражданская активность, даже несмотря на то что интернет делает ее существенно более простой, пока остается в России слабой, по сравнению, например, с США. Например активисты российского офиса Transparency international, создавая сайт Askjournal.ru, который дает инструкции для общения граждан с чиновниками и госорганами, думали, что наполнять его контент будут по большей части сами пользователи по технологии, аналогичной «Википедии». «Но мы столкнулись с тем, что сами люди не очень хотят это делать: им, скорее, интересно прийти на сайт за уже готовыми инструкциями», — рассказал замдиректора Transparency International Russia Иван Ниненко. Впрочем, в Transparency не унывают и собираются теперь запустить всероссийских сайт о фактах коррупции. Сообщать о коррупционных историях в том или ином регионе, по замыслу создателей, тоже будут сами пользователи. Вероятно, тема коррупции окажется более востребованной и популярной.
Директор по интернет-технологиям российского офиса Greenpeace Дмитрий Кузнецов уверен, что для успеха гражданской информационной кампании в сети нужна яркая и понятная визуальная оболочка, чего не достает многим российским НКО. Greenpeace использовал образ улыбающегося мусорного бачка в своей компании против строительства мусоросжигательных заводов. В течение недели человек в костюме бачка перемещался по городам России, и сообщения о его приключениях публиковались на сайтах и копировались в блогах. В результате число подписантов письма в интернете против строительства заводов увеличилось с полутора тысяч до 45 тысяч человек (сами экологи называют таких своих сторонников кибер-активистами). Правда, популярности акции значительно поспособствовали вездесущие российские милиционеры, которые анекдотически арестовывали «мусорный бачок» с самого начала его путешествия — якобы за незаконный пикет.