О том, что США ведут с властями Киргизии переговоры о постройке на юге страны антитеррористического тренировочного центра, сообщило в пресс-релизе американское посольство в Бишкеке.
Правительство США якобы уже выделило на проект $5,5 млн, хотя переговоры еще не завершены. В посольстве уверяют, что центр будут строить по просьбе Бишкека и он же будет решать, как использовать объект.
«У США нет военной базы на юге страны, и они не пытаются ее создать», — цитирует Reuters заявление посольства США в Киргизии.
Получить комментарии посольства США во вторник не удалось.
«Переговоры между отдельными представителями киргизского руководства и посольством идут, но окончательного решения не принято ни той ни другой стороной», — утверждает эксперт по Центральной Азии из Института стран СНГ Андрей Грозин. Такое же мнение агентству Eurasianet.org высказали в минобороны Киргизии. Однако источник, близкий к президенту Киргизии Курманбеку Бакиеву, в интервью «Газете.Ru» настаивает, что «никаких переговоров с американцами не ведется».
«Эта информация не соответствует действительности. Никакого американского тренировочного центра на юге не будет, а будет тренировочная база Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ», — сказал источник.
О создании учебного центра для подготовки военнослужащих двух стран на юге Киргизии Бакиев и его российский коллега Дмитрий Медведев договорились на переговорах еще в августе прошлого года. В соответствующем меморандуме был прописан срок подписания соответствующего рамочного соглашения — до 1 ноября.
Пока даже неясно, что именно — военную базу или учебный центр — и где - в Ошской или Баткенской областях — будет строить Россия, однако, по словам члена научного совета московского Центра Карнеги Алексея Малашенко, «наши хотели построить что-то пафосное в Оше, но пока там что-то не ладится». По данным СМИ, Бишкек пытался уговорить Россию строить в Баткенской области, но Москва не хотела. Как бы то ни было, соглашение не подписано до сих пор.
Источник, близкий к руководству Киргизии, заверил «Газету.Ru», что переговоры не «буксуют», а просто «утверждались многочисленные детали» и уже в марте все будет подписано. В ОДКБ подтвердить или опровергнуть эту информацию отказались.
В Москве пока держат паузу и неохотно комментируют возможную постройку нового американцами центра в Киргизии. Пресс-секретарь ОДКБ Виталий Струговец сказал «Газете.Ru», что читал в СМИ сообщения про новый американский центр, но прибавить ему нечего. В МИДе от комментариев вовсе отказались.
Эксперты считают, что Бишкек хочет показать России, как он понимает многовекторность своего политического курса.
В прошлом году Бакиев сначала пообещал выгнать американскую военную базу Манас из Киргизии, однако затем согласился на перепрофилирование ее в транзитный центр США, чем, по сути, и являлась база. Неподалеку, в Канте, давно существует российская военная база.
«Учебный центр, который будут строить американцы, — это подстраховка для Бакиева, который всегда старается идти на четырех ногах — Казахстан, Россия, США, Киргизия. Там будут и его люди обучаться, что для Бакиева важно», — сказал «Газете.Ru» Малашенко. «Можно трактовать переговоры как попытку американской стороны показать России, что ее позиции в Киргизии не так прочны. Бишкек же подыгрывает американцам в этой игре на нервах у Кремля, что является, на мой взгляд, свидетельством того, как в Бишкеке понимают многовекторность», — считает Грозин.
Эксперт не исключает, впрочем, что эта инициатива исходит от властных элит Киргизии и президент, который проходит лечение в Германии, просто об этом еще не знает. «Как только президент ослабляет контроль за своим окружением, появляются несбалансированные геополитические проекты. В Киргизии множатся слухи, что президент вот-вот умрет. К тому же сын Бакиева Максим, которого все чаще называют преемником, очень плотно окружен людьми с проамериканской позицией», — рассказал Грозин «Газете.Ru». Политолог не исключает, что после возвращения в страну Бакиев может сделать оргвыводы и от проекта отказаться.
С геополитической точки зрения Баткенская область — отличное место, считает Малашенко. «Американцы, которые хотят в 2011 году выйти из Афганистана, понимают, что повязаны надолго, а тут и Ферганская долина рядом, и Таджикистан. Отношения с Россией это едва ли ухудшит, в Госдуме, конечно, покричат, но я не вижу здесь угрозы России», — сказал Малашенко.