В Европейском суде по правам человека в четверг прошли слушания по иску компании ЮКОС к России, который в случае удовлетворения требований адвокатов ликвидированной нефтяной компании грозит многомиллиардными компенсациями. Заседание продлилось с небольшим перерывом без малого четыре часа и транслировалось в интернете.
Российскую сторону представляла группа из 22 человек, однако от ее имени выступили всего двое — постоянный представитель России в ЕСПЧ Георгий Матюшкин и глава юридических советников британец Майкл Свейнстон. От истцов, первоначально заявивших на слушания четверых адвокатов, выступал один Пирс Гарднер. Выступления сторон длились не по получасу, как обычно это происходит в ЕСПЧ, а в два раза больше.
«Мы продолжаем считать, что Страсбургский суд не может рассматривать данное дело, и просим признать жалобу неприемлемой, — обобщил российскую позицию Матюшкин. — Утверждение истцов о том, что российские власти выдвинули против ЮКОСа необоснованные налоговые претензии и с нарушениями провели банкротство компании, не соответствует действительности».
«Налоговые органы страны действовали в полном соответствии с национальным законодательством», — объявил российский представитель.
Перед Гарднером российской стороной вновь был поставлен вопрос, кого же он представляет в суде, ведь компания ЮКОС через год после ее банкротства, случившегося в августе 2006 года, перестала существовать. «Мы не знаем, в интересах кого действует господин Гарднер, какую долю они имеют, общее количество акций, которое может принадлежать всем лицам, интересы которых он, может быть, представляет», — цитирует Свейнстона РИА «Новости».
После перерыва еще в течение часа главы групп юрсоветников отвечали на вопросы судей. Из семерых членов судебной палаты слово взяли трое — российский судья Андрей Бушев, а также представители Австрии и Хорватии. Большая часть вопросов была адресована Гарднеру, которому предлагалось объяснить, на каких основаниях он представляет компанию-истца.
Гарднер ответил, что, как юрист компании, чье банкротство не признано однозначно с точки зрения международного права, он представляет интересы «всех акционеров, а также всех других, кто может высказать притязания по отношению к активам компании, в том числе законных кредиторов». Таких, по его оценкам, насчитывается до 50 тысяч человек.
Судебные слушания в четверг единственные по делу «ЮКОС против России». Исход дела может решиться до конца этого года, считает Гарднер. Если он будет для России отрицательным, то компании должна быть выплачена компенсация за нанесенный ей ущерб в размере $98 млрд.
Размер компенсации, конечно, может быть не столь велик: практика показывает, что ЕСПЧ присуждает провинившимся государствам выплатить пострадавшим на порядки меньшие суммы.
«Суду предстоит вынести решение, и это вопрос исключительно времени, которое ему потребуется, и того, насколько сложным суд видит это дело», — заявил адвокат в ходе телефонной пресс-конференции. Она была организована группой поддержки ЮКОСа, и в ней приняли участие бывшие топ-менеджеры компании Брюс Мизамор, Стивен Тиди и Юрий Бейлин.
«Это наш первый шанс быть услышанными в независимом суде», — заявили представители ЮКОСа. Решение о компенсации, если она будет назначена судом, будет «в интересах в том числе простых акционеров ЮКОСа», подтвердили в ходе пресс-конференции бывшие менеджеры компании.
На вопрос корреспондента «Газеты.Ru», почему российская сторона просила сразу же перенести дело в Большую палату, Гарднер заметил, что это могло быть сделано для пересмотра приемлемости дела.
С момента подачи жалобы ЮКОСа в ЕСПЧ прошло пять лет, и нынешний состав суда успел ознакомиться с материалами и позициями обеих сторон. «Важно, какой именно момент выбрала Россия для предложения перенести слушания сразу в Большую палату. Это произошло непосредственно перед слушаниями 4 марта», — подчеркнул адвокат. «Когда Россия просит перенести слушания в верхнюю палату, это подчеркивает, что они считают эти слушания очень важными. Но это также означает новый состав суда, это означает новое дело, и это означает новое решение о приемлемости дела», — объявил Гарднер.
Российский представитель Матюшкин в каких-либо комментариях «Газете.Ru» отказал.