Премьер-министр России Владимир Путин принял в Белом доме одного из лидеров грузинской оппозиции Нино Бурджанадзе. Встреча, которая состоялась по инициативе экс-спикера парламента Грузии, была посвящена «обсуждению вопросов, связанных с диалогом с гражданским обществом», рассказал пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.
В начале встречи Путин отметил, что «готов развивать отношения со всеми политическими силами». «Я очень рассчитываю на то, что, опираясь на тех людей, которые хотят иметь нормальные отношения с Россией, мы сможем восстановить докризисный уровень наших отношений», — сказал Путин.
«Диалог на межгосударственном уровне между нашими странами невозможен, но это не означает, что мы не заинтересованы в продолжении отношений по другим направлениям», — сказал Песков «Газете.Ru».
Что на самом деле обсуждали Путин и Бурджанадзе за закрытыми дверями, пока неизвестно. На публике они выражали готовность к диалогу, который, по словам Бурджанадзе, «в интересах моего народа, моего государства, вашего народа и государства, поэтому это нужно сделать обязательно».
Бурджанадзе стала вторым грузинским политиком, который приехал в Москву после вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. Первопроходцем стал другой оппозиционер, экс-премьер Зураб Ногаидели. Он тоже встречался с Путиным и обсуждал снос Мемориала воинской славы в Кутаиси.
В то время как официальные власти Грузии разорвали с Москвой дипломатические отношения и, судя по всему, восстанавливать их не намерены, оппозиция идет по противоположному пути. С главой МИД России Сергеем Лавровым в феврале в Мюнхене встретился еще один видный оппозиционер Ираклий Аласания. Сейчас он обдумывает приглашение в Москву.
«Путин показал, что открыт к диалогу с Грузией, но на пути полномасштабного возобновления стоит Саакашвили», — сказал гендиректор Центра по изучению политических проессов в СНГ Алексей Власов.
Известный грузинский оппозиционер Георгий Хаиндрава не видит ничего зазорного в визитах коллег в Москву. «Диалог между Грузией и Россией абсолютно необходим, нужно пробить стену. Если этого не смогут сделать люди, стоящие у власти, то это должны делать люди с потенцией. Пусть встречаются с Путиным, но не отступают от главного принципа деоккупации Абхазии и Южной Осетии», — сказал он в интервью «Газете.Ru».
Раньше грузинские политики говорили о невозможности диалога с Россией, пока она не выведет войска из Абхазии и Южной Осетии, а в идеале — не возьмет назад свое признание независмости этих ресублик. «Это дипломатия, и в Москве Бурджанадзе, конечно, сложно будет говорить Путину в лицо слово «оккупант». Сейчас мы не в том положении, чтобы ставить условия», — признает Хаиндрава.
Власов напоминает, что уже даже официальный Тбилиси под влиянием Евросоюза начал постепенно смягчать свою антироссийскую риторику. «Новая стратегия Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии содержит в себе отказ от принятия силовых мер по возвращению Сухуми и Цхинвали в лоно Грузии. В Тбилиси задул ветер перемен», — сказал Власов «Газете.Ru».
Действительно, с 1 марта заработал КПП «Верхний Ларс» на грузино-российской границе. «Считаю, что это только первый этап, скорее всего, символический акт развития российско-грузинских связей», — сказал в четверг Путин. По мнению Власова, следующим шагом должно стать восстановление авиасообщения, но «есть и потолок, и ожидать от Грузии в ближайшем будущем признания независимости Абхазии и ЮО не стоит».
Говорить о том, что Москва сделала ставку именно на Бурджанадзе как наиболее перспективного преемника Саакашвили, пока рано, считают политики и эксперты.
Эти встречи «ни в коем случае» не означают, что российские власти выбирают, на кого сделать ставку на ближайших президентских выборах в Грузии, заверил Песков. «Это просто продолжение контактов с представителями самых разных политических крыльев, вне зависимости от их политического мировоззрения», — добавил он.
«Путин сделал ставку на танки, — говорит Хаиндрава. — Хотя ему нужны для повышения международного реноме взаимоотношения с представителями Грузии, а Бурджанадзе одна из самых известных».
Вице-спикер парламента Грузии Михаил Мачавариани считает, что причиной приезда Бурджанадзе в Москву является «желание прийти к власти в Грузии». «Россия еще не знает, что у нее, как и у Ногаидели, нет народной поддержки. У них один путь остался, который Грузия уже прошла в начале XX века, когда коммунисты призвали в страну 11-ю армию большевиков, чтобы она совершила военный переворот в Грузии. Вот и они хотят опереться на российские танки и спецназ», — сказал член правящей партии «Единое национальное движение».
«Я не думаю, что Россию сделала на кого-то однозначную ставку. Думаю, Москва попытается диверсифицировать риски», — считает Власов. Президент Саакашвили уйдет со своего поста в 2012 году, когда истекает второй срок его полномочий. «Не думаю, что мы с Москвой когда-нибудь пойдем против Саакашвили вместе. Мы с президентом разберемся сами. Хорошо бы, чтобы его, в свою очередь, не поддерживали из Москвы или Вашингтона», — спорит с Мачавариани Хаиндрава.
Власти Тбилиси оценивают визит Бурджанадзе как предательство интересов страны.
«Россия — это оккупант и агрессор. Как можно встречаться с человеком, который виновен в экономическом кризисе в Грузии, в военной интервенции и этнических чистках», — негодует вице-спикер парламента Михаил Мачавариани в беседе с «Газетой.Ru».
«Я оцениваю ее визит как пораженчество. Сожалею, что очень долго работал с Бурджанадзе и не заметил, как с ней произошли такие перемены», — сказал член правящей партии «Единое национальное движение».