В среду, после отставки Юлии Тимошенко, в Верховной раде активизировались переговоры о создании нового парламентского большинства. Во второй половине дня президент Виктор Янукович встретился с руководством парламента и лидерами фракций, а вечером парламентарии провели еще один раунд переговоров уже без участия главы государства.
Существование формализованного большинства в парламенте является требованием украинской конституции — при его отсутствии у президента появляется право распустить Раду.
Вчера Янукович предупредил переговорщиков: если в течение 30 дней коалиционные переговоры не будут завершены, он назначит досрочные парламентские выборы.
Первые попытки переформатировать коалицию стали предприниматься сразу после президентских выборов. В Партии регионов (ПР) тогда рассчитывали, что члены Блока Юлии Тимошенко и партии «Наша Украина — Народная самооборона» (НУ-НС) сами перебегут к победителям. Замглавы ПР Борис Колесников даже с юмором предположил, что придется «менять двери в офисе партии», чтобы одновременно запустить туда толпу перебежчиков из «оранжевых» фракций.
Планы ПР поломала несговорчивая фракция НУ-НС. В это правое политическое объединение входят представители 11 партий и общественных движений, которые обычно не могут договориться даже друг с другом, не говоря уже о договоренностях со сторонними силами.
Соратники Януковича согласились выделить для нашеукраинцев должность премьер-министра, но даже это не помогло: группам влияния в НУ-НС не удалось договориться, чей представитель должен быть делегирован на пост главы правительства.
«Я даже теоретически не вижу, как «Наша Украина» соберет голоса за эту коалицию, если одни выдвигают в премьеры Ющенко, другие — Яценюка, третьи — Тигипко», — констатировал вчера вице-спикер от БЮТ Николай Томенко.
После встречи с Януковичем ситуация поменялась. Если коалиция все же будет, она окажется не такой, как планировали изначально в Партии регионов. Как рассказал журналистам лидер украинских коммунистов Петр Симоненко, сейчас разрабатывается возможность создания коалиции большинства, в которую войдут ПР, Компартия и Блок Литвина. Эти фракции суммарно насчитывают лишь 219 мандатов при необходимом минимуме в 226. Недостающие голоса планируется набрать за счет внефракционных депутатов и членов других фракций.
В том, что перебежчики найдутся, сомнений нет: вчера за инициированную ПР отставку Тимошенко проголосовали 243 человека. «То, то мы видели на табло (при голосовании о недоверии правительству — «Газета.Ru»), похоже на ту цифру, которая будет окончательно зафиксирована в коалиционном соглашении», — сообщил журналистам замглавы фракции ПР Николай Азаров.
Но дело в том, что создание такой коалиции связано с юридическими рисками. Украинская конституция не разрешает депутатам переходить из одной фракции в другую и не позволяет формировать парламентское большинство с участием депутатов из «чужих» фракций.
Есть даже специальное разъяснение Конституционного суда о том, что коалиция формируется лишь «фракциями, суммарная численность которых — не менее половины от состава Верховной рады», то есть не менее чем 226 депутатов.
В БЮТ уже заявили, что считают неконституционным сценарий, разработанный Партией регионов, и намерены противодействовать его реализации. «Мы приложим все усилия, задействуем все механизмы, чтобы не допустить создания коалиции неконституционным путем», — пообещал Николай Томенко.
Председатель Верховной рады Владимир Литвин признает, что планы по созданию такой коалиции противоречат законодательству. «Есть сомнения в юридической чистоте такого решения», — говорит спикер, но тут же отмечает, что готов отклониться от дословного выполнения требований конституции. «Конституцию каждый читает по-своему. Одни видят положение о том, что коалицию создают фракции, другие — что должны быть подписи как минимум 226 депутатов, которые изъявили желание работать в коалиции. Для меня главное — есть ли 226 человек, которые берут на себя ответственность за принятие решений Верховной радой», — пояснил Литвин в опубликованном в четверг интервью газете «Коммерсантъ-Украина».
«Партия регионов создаст техническую коалицию на два дня для избрания премьера и создания правительства. Они изменят регламент Верховной рады, президент его подпишет, а все противоречия нам порекомендуют решать в Конституционном суде, который будет рассматривать этот вопрос в течение года», — с сожалением признал депутат Тарас Стецькив (НУ-НС).
В ПР пока воздерживаются от прогнозов по поводу сроков создания новой коалиции, но очевидно, что этот процесс не затянется. Между ПР, Блоком Литвина и Компартией нет принципиальных идеологических разногласий, какие пришлось бы улаживать в случае создания большинства из ПР и НУ-НС. Владимир Литвин считает, что завершение переговоров — дело нескольких дней.
Нет противоречий и по наиболее вероятной кандидатуре будущего премьер-министра. Этот пост, скорее всего, займет и. о. главы фракции ПР, избранный накануне лидером Партии регионов Николай Азаров.
Ранее в ПР действовала активная оппозиция к господину Азарову, которая пыталась воспрепятствовать его выдвижению. Наиболее влиятельным его противником считался Борис Колесников. Однако в среду вечером в неформальной «группе Колесникова» констатировали, что смирились с его назначением. «Из всех людей, которые обсуждаются сегодня, Азаров — самый опытный и самый эффективный», — сообщила народный депутат Елена Бондаренко, одна из ближайших соратниц Колесникова.
Необходимо отметить, что вероятное премьерство Азарова поставит крест на возможности будущего присоединения НУ-НС к коалиции. Кандидатура Азарова является категорически неприемлемой для правых сил, поскольку его считают пророссийским политиком. «Посудите сами: премьер-министр Украины априори не может не знать украинского языка (Азаров не разговаривает по-украински — «Газета.Ru»). Это невозможно!» — возмутилась вчера народный депутат Ирина Геращенко (НУ-НС).