Губернатор Томской области Виктор Кресс во вторник пережил нападение. Главе региона разбил лицо представитель местной радикальной оппозиции Сергей Зайков. Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-секретаря губернатора Андрея Острова, инцидент произошел во Дворце творчества детей и молодежи после окончания ежегодного отчета мэра Томска Николая Николайчука перед общественностью.
Зайков подошел к Крессу «и с криком «За смерть моей бабушки!» ударил губернатора рукой в лицо». По словам представителей пресс-службы, Кресс в полемику с оппонентом не вступал, а «достал платок, вытер кровь и пошел дальше».
«С ним сейчас все в порядке», — цитирует Острова «Интерфакс».
Зайков сразу же был задержан и доставлен в отдел милиции № 1 Томска, передал «Интерфакс». Там он заявил о плохом самочувствии, после чего его перевезли в городскую больницу № 3, а затем вновь вернули в милицию, потому что никаких отклонений в состоянии его здоровья выявлено не было.
Ближе к вечеру стало известно, что по факту нападения на Кресса возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 318 УК (применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им должностных обязанностей). Минимальное наказание по ней штраф от 200 тысяч рублей, максимальное — до 5 лет лишения свободы.
В пресс-службе Следственного управления СКП по Томской области не исключили, что будет принято решение о задержании Зайкова на ближайшие 24 часа, а затем следственные органы будут ходатайствовать перед судом об его аресте.
К мобильному телефону Зайков в течение дня не подходил. В его блоге в «Живом журнале» нет ни слова о намерении напасть на Кресса, зато есть рассказ о похожей акции в отношении бывшего депутата Госдумы от Томской области, экс-представителя президента в регионе Степана Сулакшина.
Этому политику Зайков дал пинка еще в октябре 1993 года. Таким образом Зайков выразил отношение к тому, что Сулакшин поддержал президента Бориса Ельцина в конфликте с парламентом. Тогда против Зайкова также возбудили уголовное дело, которое дошло до суда, но так ничем и не закончилось, потому что Сулакшин не захотел туда являться.
С Крессом у Зайкова личные счеты: оппозиционер считает, что губернатор виновен в смерти его бабушки. В 1999 году, во время думской избирательной кампании, милиция искала в доме у Зайкова листовки за одного из кандидатов, при этом соседям говорили, что ищут динамит. Бабушка Зайкова пережила несколько обысков, а через полтора месяца после окончания кампании умерла. По мнению Зайкова, действия милиции были вдохновлены Крессом.
Зайков состоит в «Объединенном гражданском фронте» Гарри Каспарова и других оппозиционных организациях, сказали «Газете.Ru» в коалиции «Другая Россия». «Зайков не представлял никакой организации (в момент нападения на Кресса), а действовал от своего имени», — уточнили в ДР. По словам собеседника «Газеты.Ru», в коалиции «таких методов не приветствуют», но и возбуждение уголовного дела по данному факту «тоже считают неприемлемым». «Судя по всему, его просто довели», — не исключили в ДР.
Кресс стал далеко не первым общественным деятелем, подвергшимся нападению.
Так, в 2003 году бывший губернатор Смоленской области Виктор Маслов получил цветами по лицу от представительницы позже запрещенной НБП (организация запрещена в России). Девушка обвинялась сразу по двум статьям УК — в нападении на представителя власти и хулиганстве, однако была приговорена к условному наказанию лишь по первой статье. В том же году нацболы также атаковали режиссера Никиту Михалкова, экс-главу ЦИКа Александра Вешнякова и бывшего руководителя РАО ЕЭС Анатолия Чубайса. Всем им нацболы предъявили политические претензии, а они в ответ написали заявления в правоохранительные органы. Михалков еще и прилюдно пнул своего обидчика Дмитрия Бахура.
Одним из самых пострадавших политиков стал Михаил Касьянов: когда он был премьером — на него охотились нацболы, когда ушел в оппозицию — активисты Евразийского союза молодежи, «Молодой гвардии» и движения «Наши». Касьянова били по лицу, в него кидали яйцами и даже бросали грабли под колеса автомобиля. Касьянов на все вылазки реагировал спокойно, называя их «элементами демократии».
В самого Кресса еще в 2001 году метнул яйцо безработный гражданин Анищенко. Кресс вовремя среагировал, и «снаряд» пролетел мимо. Однако это не помогло Анищенко избежать ответственности за мелкое хулиганство по ст. 158 КОАП (15 суток).