В среду новый президент Дагестана Магомедсалам Магомедов, который вступил в должность 20 февраля, внес кандидатуру премьера в парламент республики.
Новым главой правительства должен стал вице-премьер Магомед Абдулаев, который был одним из соперников Магомедова в борьбе за пост президента Дагестана.
В СМИ именно назначение Абдулаева президентом называлось наиболее вероятным, главным образом потому, что претендент учился с Дмитрием Медведевым в аспирантуре юрфака СПбГУ. Он сделал достаточно стремительную карьеру в республике, заняв в 2009 году сначала должность советника президента, а затем зампреда дагестанского кабинета министров.
Впрочем, даже его предполагаемое назначение главой правительства республики вызвало протесты в регионе.
Слухи об этом кадровом решении появились сразу после утверждения Магомедова президентом. На следующий день на улицы Махачкалы вышли кумыки — третья по численности народность республики.
16 февраля они провели митинг с требованием сохранить за их представителем должность премьера, который и был закреплен за кумыками в последние два десятилетия. Обычно в Дагестане в целях сохранения межнационального согласия три ключевых поста — президент, спикер и премьер — распределяются между представителями трех крупнейших народов — аварцев, даргинцев и кумыков.
Аварца Муху Алиева, представителя самого крупного народа, сменил даргинец Магомедсалам Магомедов. Предшественником Алиева, в свою очередь, был отец нового президента, даргинец Магомедали Магомедов. Поскольку аварец Абдуллаев стал премьером, то спикером, по логике, должен стать кумык. «Протесты в Дагестане — дело обычное, и не стоит говорить о перерастании в национальный конфликт. Думаю, что Магомедсалам и влиятельные люди в его окружении предложат кумыкам интересную должность», — полагает главный редактор «Кавказского узла» Григорий Шведов. Главный вопрос заключается в том, какие кадры Абдулаев «будет набирать в правительство, будет ли делать назначения сам или прислушиваться к влиятельным людям в республике», заявил эксперт «Газете.Ru».