Президент Чечни Рамзан Кадыров передумал судиться с правозащитниками Олегом Орловым и Людмилой Алексеевой, а также с журналистами «Новой Газеты». Их всех Кадыров преследовал за клеветнические, по его мнению, высказывания.
Особенно на Кадырова, по словам его пресс-секретаря, повлияла позиция его матери.
Как говорится в сообщении на официальном сайте президента и правительства Чечни, мать 33-летнего Кадырова Аймани Несиевна «напомнила сыну, что в основе чеченских обычаев всегда лежало уважение к старшим, в чеченском обществе нельзя вступать в споры с пожилыми людьми, даже если они в чем-то и не совсем объективны в своих действиях и суждениях».
Мать президента Чечни после гибели мужа Ахмата-хаджи полностью посвящает себя больным, пожилым и сиротам, рассказал Каримов. Поэтому-то она и не осталась безучастной к судьбе 56-летнего Орлова и 82-летней Алексеевой, «учитывая преклонный возраст этих людей». Впрочем, журналистов «Новой газеты», которых Кадыров хотел судить за клевету, больными и пожилыми уж точно не назовешь.
Кроме матери за правозащитников и журналистов не побоялись заступиться члены Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена, журналисты и члены рабочей группы по Кавказу Максим Шевченко и Владимир Мамонтов. Шевченко рассказал «Газете.Ru», что в конце декабря вместе с Мамонтовым общался с Кадыровым и коснулся этой темы, сказав, что «сильный иногда должен уступать», но «тогда Кадыров прямо ничего не ответил».
«Не надо представлять Кадырова как человека, который не учитывает мнения окружающих, он долго слушал мнения уважаемых им людей и сделал шаг им навстречу», ― сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов.
Если верить Каримову, то и президенту Чечни не чуждо ничто человеческое. «У каждого из нас есть люди, которым мы не можем отказать», ― сказал Каримов.
Президент якобы уже отдал распоряжение своему адвокату прекратить уголовные дела. Имя адвоката пресс-секретарь уточнить отказался. Известно, что честь и достоинство Кадырова от нападок правозащитников всегда защищает юрист Андрей Красненков.
Он, впрочем, никаких распоряжений пока не получал. «Кадыров мне ничего не говорил, никаких команд не было. Но если президент Чечни как заявитель примет такое решение, то так и будет», ― пояснил «Газете.Ru» Красненков.
По мнению Орлова, отзыв исков с такой формулировкой ― это «хорошая мина при плохой игре». «В ближайшие дни следствие должно было решить, передавать ли уголовное дело в отношении меня в суд или прекратить преследование за отсутствием состава преступления. Сигналы указывали, что более вероятным был второй вариант», ― объяснил Орлов «Газете.Ru».
Орлов не исключает, что найти элегантный выход из положения Кадырова могли попросить в Москве.
«Насколько у него это получилось ― решать не мне, но мне бы гораздо более понравился нормальный правовой способ, ведь в мои действиях не было никакого состава преступления», ― сказал правозащитник.
Поводом для преследования Орлова, как неоднократно писала «Газета.Ru», стали слова главы «Мемориала» о причастности Кадырова к смерти правозащитницы Натальи Эстемировой. Шевченко приветствовал решение Кадырова. «Эта конфликтная ситуация абсурдна, так как правозащитникам надо работать на Кавказе. Слава богу, что он прислушался», ― сказал Шевченко. Орлов, по мнению члена Общественной палаты, заинтересован не в мире на Кавказе, а в конфронтации и умным человек, похоже, не является.
Как напомнил адвокат Красненков, одно дело (по гражданскому иску) Орлов Кадырову уже проиграл: 6 октября Тверской суд частично удовлетворил иск Кадырова и постановил взыскать 50 тысяч рублей с «Мемориала» и 20 тысяч рублей с Орлова лично (вместо 10 млн, которые требовал президент Чечни). В октябре против главы «Мемориала» возбудили уголовное дело за клевету.
Против Алексеевой уголовного дела за слова об убивающих и похищающих людей «бандах Кадырова» возбуждено еще не было. Но ГУВД Москвы в ближайшее время должно было принять решение, делать это или не делать, по просьбе чеченских коллег. По мнению Орлова, «уголовное дело против Алексеевой там, конечно, возбуждать не хотели». Пресс-секретарь Кадырова уверен, что все дела «имели судебную перспективу, но для президента Кадырова главное не выиграть дело, а показать, что люди были неправы».
Расслабляться правозащитникам рано. Каримов заверил «Газету.Ru», что президент Кадыров будет продолжать подавать в суд за любое высказывание, которое покажется ему клеветническим.
«Если будут какие-то заявления, содержащие высказывания клеветнического характера, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию, то он воспользуется шансом доказать в суде их несостоятельность. Разве может федеральный политик выслушивать критику и в ответ просто вытирать лицо? Никто не останется безучастным, когда против него будет клевета», ― сказал Каримов.