США не считают нужным разрабатывать и заключать новый договор по европейской безопасности. Обсуждать проблемы на евроатлантическом пространстве можно и в рамках действующих структур и механизмов. Об этом во вторник в интервью ИТАР-ТАСС заявил помощник госсекретаря США по делам Южной и Средней Азии Роберт Блейк.
«Мы не видим какой-либо необходимости в новых договорах в Европе в дополнение к уже существующей архитектуре безопасности, ― заявил представитель госдепа. ― Мы считаем, что уже располагаем очень хорошей системой и механизмами».
«Мы ценим возможность диалога с Россией и другими нашими друзьями в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по проблемам, возникающим в сфере безопасности, но их обсуждение должно вестись в рамках действующих структур и механизмов», ― добавил помощник госсекретаря.
Предложенный Медведевым проект договора о европейской безопасности в госдепе воспринимают откровенно скептически. Заявление Блейка прозвучало на следующий день после похожего, но более дипломатичного выступления помощника госсекретаря по европейским и евроазиатским делам Филипа Гордона.
«У нас есть вопросы к тому, насколько это может быть эффективным способом улучшить ситуацию, несовершенство которой мы признаем», ― заявил Гордон о возможности начала работы над новым договором. Дипломат, таким образом, подтвердил позицию, высказывавшуюся главой госдепа Хиллари Клинтон в последний раз в Париже в конце прошлой недели.
Признав необходимость корректировки архитектуры безопасности, она заметила: «И, тем не менее, мы верим, что эти общие цели можно лучше преследовать в контексте существующих институтов, таких как ОБСЕ и совет Россия ― НАТО, а не обсуждая новые договоры, как предполагает Россия». В понедельник ее слово в слово повторил Гордон.
В российском МИДе предпочитают ориентироваться на Клинтон. «Возможно, американцы не в восторге от наших предложений, но с порога их никто не отметает», ― заметили «Газете.Ru» на Смоленской площади.
У российской дипломатии есть основания полагать, что Вашингтон еще не полностью определился со своим отношением к российским предложениям. Во всяком случае, в самом Белом доме с Москвой предпочитают говорить мягче. В конце января советник Барака Обамы по нацбезопасности генерал Джеймс Джонс, находившийся с визитом в Москве, сдержанно похвалил предложения по реформированию архитектуры европейской безопасности, с которыми еще в июле 2008 года выступил Медведев. Эта инициатива, заявил чиновник, обладает «многими достоинствами». Тогда же Джонс пообещал, что «США будут вносить свой вклад в то, чтобы поощрять проведение … переговоров» о будущем евробезопасности.
Свои предложения Медведев окончательно сформулировал в ноябре, когда направил руководителям зарубежных государств и международных организаций, действующих на евроатлантическом пространстве, соответствующий проект. Коллеги президента в Европе, в течение года высказывавшиеся, скорее, с умеренным оптимизмом, конечный продукт восприняли холодно. Предложенная Медведевым новая структура обязывала бы все страны региона, а их 55, отказаться от каких-либо действий, которые могли бы быть восприняты как угроза безопасности других стран, но конкретных критериев такой угрозы в проекте обозначено не было. Коллективного же ответа на вызовы проект также предусматривал.