О том, что двухпалатные парламенты могут исчезнуть с политической карты регионов, во вторник заявил спикер Госдумы Борис Грызлов. «Есть предложение уйти от двухпалатных парламентов в субъектах федерации», — заявил он после заседания совета Госдумы. В настоящее время двухпалатные парламенты остались только в двух регионах: Свердловской области и республике Тыва. Раньше такие парламенты, напоминавшие Совет федерации и Госдуму только на региональном уровне, были еще в Чечне, Дагестане и Карелии, но потом в конституции этих республик внесли поправки.
Кроме того, Грызлов призвал устранить название «Государственная дума» в парламентах субъектов Российской Федерации.
Так, по словам Грызлова, на региональном уровне «было бы правильно отказаться от дублирования названий главного законодательного органа страны — Государственной думы». Спикер считает, что Государственная дума должна быть одна, а употреблять это словосочетание в названии региональных палат не стоит.
Сейчас свои государственные думы заседают в Ставропольском крае, Астраханской и Томской областях.
Глава комитета по делам федерации и региональной политике Госдумы Виктор Усачев пояснил «Газете.Ru», что поправка может запретить употребление слова «государственный» в названиях региональных органов власти. Таким образом, пострадают не только госдумы, но и многочисленные госсоветы. «Ну, например, Госсовет Дагестана, какой он Госсовет? Дагестан — это не государство, а регион в составе РФ, поэтому слово «государственная» для региональных парламентов избыточно», — уверен Усачев. Госсоветы есть в республиках Коми, Татарстан, Удмуртии и Чувашии, а в республиках Алтай, Башкирия, Марий-Эл, Мордовия и Саха-Якутия заседают государственные собрания.
Что касается упразднения двухпалатных парламентов, то, по словам Усачева, проблема двухпалатных парламентов заключается в неопределенности их полномочий.
«Ну что могут делать сенаторы в регионах? На федеральном уровне понятно, а в регионе что может решать верхняя палата? Это надуманная структура», — полагает он.
Глава комитета Госдумы по госстроительству Владимир Плигин сказал «Газете.Ru», что считает «предложение спикера целесообразным и оправданным».
Усачев, в свою очередь, объяснил, что, по всей видимости, идея с повсеместным введением однопалатной структуры будет реализована в виде поправок к президентскому законопроекту о численности региональных парламентов.
Проект этого закона был внесен президентом Дмитрием Медведевым в Госдуму 28 декабря минувшего года в рамках заявленной им политической реформы. Численность парламентов предлагается поставить в зависимость от численности избирателей в том или ином регионе. Так, в самых малочисленных регионах, где количество избирателей не превышает 500 тыс. человек, законодательные собрания могут насчитывать от 15 до 50 депутатов, в самых многочисленных свыше 2 млн избирателей от 45 до 110 депутатов.
По словам председателя этого комитета Виктора Усачева, сейчас работа над законопроектом только началась. «Мы собираем к нему отзывы и предложения. В первом чтении он будет рассмотрен где-то в середине февраля», — заявил он «Газете.Ru». По словам Усачева, ко второму чтению могут появиться поправки о запрете двух палат и слова «государственный».
Депутат Свердловской областной думы (нижней палаты регионального парламента) Анатолий Гайда считает, что переформатирование двухпалатных парламентов в регионах «оправдано исторически». Свердловский парламент создавался в 1994 году, когда была совершенно другая политическая ситуация, напомнил Гайда. «В самые суровые политические годы двухпалатный парламент себя оправдал на 100%», — заявил Гайда. Политические страсти кипели в нижней палате, изначально избиравшейся по пропорциональной системе, а в верхней палате с самого начала заседали представители территорий, избранные по мажоритарным округам. Они не пропускали наиболее популистские инициативы нижней палаты, и, таким образом, в Свердловской области сформировалась система «сдержек и противовесов», вспоминает собеседник «Газеты.Ru».
Сейчас же, когда «выстраивается не только государственная, но и политическая вертикаль», которая влечет за собой возникновение законотворческой вертикали, двухпалатный парламент только «затягивает законотворческий процесс», отметил Гайда.
«Понятно, что половина депутатов будет избираться по пропорциональной системе, а половина — по мажоритарной. Так что представители территорий в парламенте все равно будут», — заключил он.