Устинов оглашал статистику на встрече с членами Совета федерации от регионов Южного федерального округа. Встреча была инициирована полпредством и управлением по внутренней политике администрации президента России, рассказал «Газете.Ru» один из сенаторов: на мероприятии был Радий Хабиров, замглавы указанного управления.
Как рассказали «Газете.Ru» два участника встречи, по данным полпреда, рост числа терактов за 11 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил примерно 30%:
576 терактов в прошлом году и 786 в 2009-м.
Как уточнил сенатор от Ингушетии Василий Лихачев, по данным Устинова, также отмечен рост числа убитых и раненых при терактах. Как признаки ухудшения ситуации отмечались «отрыв молодежи бандами», «дальнейшее развитие ваххабизма», «отсутствие координации силовых структур», перечислил Лихачев.
«Данные произвели очень тяжелое впечатление», — сказал ингушский сенатор.
Статистика по Дагестану свидетельствует о росте терактов, рассказал глава управления информполитики администрации Муху Алиева Абдурахман Гусейнов. Точных данных на республиканском уровне пока нет, статистику ведет Совбез республики. МВД Чечни отвечает за статистику по терактам на территории республики, но данные на конец года еще не подводились, сообщил пресс-секретарь МВД Чечни Магомед Дениев.
Главред сайта «Кавказский узел» Григорий Шведов подтверждает: согласно независимым данным, рост числа террористических атак в 2009 году есть.
Лидерами по числу терактов полпред назвал Ингушетию, Чечню и Дагестан, рассказали сенаторы. О конкретных причинах роста числа атак в каждом регионе полпред не говорил, он также не оценивал роль отмены режима контртеррористической операции в Чечне, рассказали слушавшие Устинова.
Как считает Шведов, причины роста напряженности в Чечне, с одной стороны, и Дагестане и Ингушетии, с другой, разные. «В Чечне важна отмена КТО и последовавшее затем ужесточение методов борьбы с боевиками и их сторонниками, в частности, отмена амнистии для оступившихся», — говорит эксперт. Ужесточение методов повлекло ужесточение реакции, говорит Шведов про Чечню. Печально известная группа «Риядус салихийн», напомнил эксперт, восстановилась именно после отмены режима КТО.
В Дагестане и Ингушетии причина в стагнации, в отсутствии перемен, которых ждали от Евкурова и в меньшей степени от дагестанских властей, говорит эксперт.
Член думского комитета по безопасности Михаил Старшинов спорит: «Отмена КТО не повлияла на ситуацию никак, ни улучшила ее, ни ухудшила». Причиной ухудшения статистики он считает «непрофессионализм руководителей в первую очередь силового блока на местном уровне». Тройку неблагополучных с точки зрения безопасности республик депутат называет так: Дагестан, Ингушетия, Чечня.
Помимо данных о терроризме Устинов оглашал экономические итоги года, данные по безработице, рассказали участники.
Ее суммарный показатель по всем регионам округа — свыше полумиллиона человек. Самый высокий уровень — за 300 тыс. — в Чечне.
Устинов также привел результаты опроса населения, проводившегося администрацией президента, по доверию населения региональным лидерам, рассказал Лихачев. Первое место (около 70%) у ингушского президента Юнус-Бека Евкурова.
«Мы должны признать отсутствие тенденции к улучшению ситуации на Северном Кавказе», — говорит Старшинов. Данные Устинова подтверждают необходимость скорейшего введения предложенного президентом поста уполномоченного по Кавказу, считает депутат. Как сообщил сенатор от Ингушетии Мухарбек Дидигов, на встрече с Устиновым тема президентского уполномоченного не обсуждалась вовсе.