Проект новой Военной доктрины изложен на 17 страницах. В трех главах, названных «Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации», «Военная политика Российской Федерации», «Военно-экономическое и военно-техническое обеспечение обороны», описываются ключевые принципы военной политики России до 2020 года. Предыдущий текст подписал президент Владимир Путин в 2000 году.
Тогда в доктрине говорилось, что это документ «переходного периода — периода становления демократической государственности», тогда как в новом тексте сообщается, что «военная доктрина является документом периода возрождения России».
В документе сказано, что в настоящий момент мировое устройство формируется по многополярному принципу, поэтому «вероятность развертывания крупномасштабного военного конфликта с применением обычных средств поражения и ядерного оружия против Российской Федерации снижена».
Ключевые изменения касаются применения ядерного оружия.
Согласно тексту, Россия оставляет за собой право на применение ядерного оружия не только в случае агрессии в свой адрес, но и «в ответ на угрозу применения, (применение) против нее и (или) союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на агрессию с применением обычного оружия в критических для Российской Федерации ситуациях».
Таким образом, Россия сможет наносить превентивный ядерный удар. В предыдущей редакции доктрины, утвержденной в 2000 году, говорилось, что «Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия».
Существенно переработан и список опасностей для России. Например, в числе внешних угроз перечислены игнорирование интересов России в решении проблем международной безопасности и противодействие ее укреплению, нарушение сложившегося баланса сил вблизи государственной границы России и ее союзников, а также создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, «подрывающих стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере».
Также к внешним опасностям теперь отнесены вмешательство во внутренние дела России и территориальные претензии к ней, гонка вооружений и распространение оружия массового поражения, эрозия системы международных договоренностей в области сокращения и ограничения вооружений.
Угрожает России и размещение оружия любого вида в космическом пространстве, применение военной силы на территории сопредельных государств с нарушением Устава ООН и других норм международного права.
Внутренними опасностями признаются попытки насильственного свержения государственного строя, нарушение единства, суверенитета и территориальной целостности и дестабилизация внутриполитической обстановки.
Несмотря на то что авторы документа не считают вероятным полномасштабный конфликт, доктрина по-прежнему предписывает всестороннюю подготовку к военной службе граждан Российской Федерации. Сохраняется и призыв на военную службу, хотя при этом в документе говорится, что должности солдат и сержантов, определяющие боевую готовность воинских частей и соединений, должны быть укомплектованы контрактниками.
К 2015 году армия должна быть оснащена качественно новыми образцами вооружений на 30%, а к 2020 году — на 70%.
Проект доктрины 11 декабря уже рассмотрел и предварительно одобрил Совет Безопасности. Об этом «Газете.Ru» рассказал источник в Кремле. Окончательное утверждение доктрины может состояться 25 декабря на последнем перед новым годом заседании Совбеза. После этого документ должен подписать президент. Таким образом, новую военную доктрину Россия обретет до конца года.
«Работа над проектом велась последние 7 лет, но была завершена в последний год, после прихода Патрушева (Николай Патрушев – секретарь Совбеза – «Газета.Ru»)», — подчеркнул источник «Газеты.Ru».
По словам собеседника «Газеты.Ru», близкого к разработчикам, текст «очень близок к окончательному варианту», и существенных правок до 25 декабря в него уже не ожидается.
В мире проект новой доктрины уже вызвал сдержанные опасения. Генсек НАТО Андерс Фог Рассмусен в эфире радиостанции «Эхо Москвы» накануне заявил, что, если Россия утвердит концепцию превентивного удара, это будет «необоснованно». «Не хотелось бы быть свидетелем того, что новые ядерные вооружения употреблялись бы в наступательных действиях, как мы это видели в данном случае», — сказал Рассмусен.
«Наша доктрина оборонительная, но это не значит, что она неактивна, — она активна», — пояснил «Газете.Ru» председатель комитета по обороне и безопасности Совета федерации Виктор Озеров. По его словам, в политическом плане Россия делает все, чтобы не использовать ядерное оружие, но все же именно оно остается главным сдерживающим фактором
Военный аналитик Павел Фельгенгауэр объясняет появление принципа ядерного сдерживания в доктрине «слабостью и небоеспособностью обычных вооруженных сил России». «Чем слабее армия, тем более возрастает роль ядерного оружия. У нас, кроме него, ничего не осталось. В войнах, как была с Грузией, у России нет гарантии, что Запад не вмешается, поэтому нужно ядерное сдерживание. Реально, конечно, его использовать не будут», — сказал Фельгенгауэр «Газете.Ru». По мнению эксперта, новая доктрина просто зафиксировала реальное положение дел.
Обновить текст доктрины хотели давно, так как разрабатывали его еще при Ельцине, а подписывал Путин перед инаугурацией, напоминает Фельгенгауэр. «Впрочем, в утилитарных целях ее все равно никто не применяет. Ее важность наглядно демонстрирует тот факт, что у нас в разгаре радикальная реформа армии, а доктрина появилась только сейчас», — заключил эксперт.