Представитель Следственного управления СКП по Чеченской республике Виктор Леденев во вторник сообщил, что убийство чеченской правозащитницы Заремы Садулаевой в августе этого года не было связано с ее правозащитной деятельностью, хотя и было направлено на «дестабилизацию обстановки в республике».
Глава правозащитной организации «Спасем поколение» Садулаева вместе с мужем были похищены и найдены застреленными в августе. В июле в Грозном была похищена и убита сотрудница «Мемориала» Наталья Эстемирова. Серия убийств правозащитников вызвала большой общественный резонанс. Президент Дмитрий Медведев поручил расследовать убийство правозащитников главе СКП Александру Бастрыкину.
«После глубокого изучения материалов уголовного дела и обстоятельств совершенного преступления мы пришли к выводу, что убийство Заремы Садулаевой не было связано с ее деятельностью, она не являлась целью преступников», — сказал Леденев «Интерфаксу».
По словам представителя СКП, следствие не исключает, что Садулаева стала «случайной жертвой» в ходе убийства ее мужа Алика Джабраилова. Он был осужден за участие в незаконных вооруженных формированиях и, как ранее заявлял президент Чечни Рамзан Кадыров, «мог быть причастен к убийству чеченцев».
В связи с этим в качестве мотивов преступления в СКП рассматривают кровную месть или месть за участие Джабраилова в бандформированиях, сообщил Леденев.
При этом Леденев оговорился, что в качестве основной версии убийства самой Садулаевой рассматривается «убийство участниками незаконных вооруженных формирований с целью дестабилизации обстановки в республике».
«СКП сказал то, что мы знали три месяца назад. Да, ее действительно не хотели брать с собой, она настояла, поскольку не хотела отпускать мужа (Садулаеву и ее мужа вывезли из дома неустановленные лица — «Газета.Ru»), но про боевиков и кровников мы слышим уже 10 лет, придумали бы что-нибудь пооригинальнее», — прокомментировал заявление СКП «Газете.Ru» член правления правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов.
«Да, ее не планировали похищать, но ее пытали, и вряд ли преступление становится от этого менее тяжким», — подчеркнул он.
В свою очередь, исследователь «Хьюман Райтс Вотч» по Северному Кавказу Татьяна Локшина считает, что преступление в любом случае является политическим. «Да, в Чечне идет активная кампания против людей, которые так или иначе могут иметь отношение к боевикам, но это все равно политика, а заявлять, что конкретное убийство направлено на дестабилизацию обстановки в республике и при этом лишено политического компонента, — это абсурд», — говорит она.