Президент России Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре и Минюсту провести расследование обстоятельств смерти в СИЗО юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского. На поручение президента отреагировал Следственный комитет при прокуратуре (СКП).
В СКП завели уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 124 УК (неоказание помощи больному) и ст. 293 УК (халатность).
Максимальное наказание по статьям — до трех (с запретом на профессию на тот же срок) и до семи лет соответственно. Виновными могут быть признаны либо медики, не оказавшие помощи, либо руководство следственного изолятора, которые проигнорировали просьбы медиков о необходимых лекарствах, комментирует юрист, глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. «Осужденных сотрудников службы по исполнению наказаний, признанных виновными в гибели осужденных, можно пересчитать по пальцам – в год примерно 20 человек», — привел данные эксперт.
Главврач больницы в «Матросской тишине» — подполковник внутренней службы ФСИН Сергей Мазуров, начальником СИЗО работает Фикрет Тагиев.
В пресс-службе Московского управления ФСИН «Газете.Ru» заявили, что готовы будут комментировать возбуждение уголовного дела только в среду.
Адвокат британского инвестиционного фонда Hermitage Capital 37-летний Магнитский скончался в следственном изоляторе «Матросская Тишина» 16 ноября. Как сообщает сайт СКП, в настоящее время проводятся следственные действия, направленные на выяснение всех обстоятельств смерти Магнитского, назначена повторная судебно-медицинская экспертиза.
В самой Генпрокуратуре не преминули заявить, что столичная прокуратура начала «проверку по факту смерти Магнитского сразу после сообщений о его смерти в СИЗО». Соответствующее заявление в Преображенскую прокуратуру подавала защита Магнитского.
Юриста подозревали в том, что он помог главе инвестфонда Hermitage Уильяму Браудеру уклоняться от уплаты налогов, и осенью 2008 года адвокат был задержан. Инвестфонд назвал юриста «заложником», которого взяли российские силовые органы. Компания Браудера обвиняла ГУВД Москве в незаконных действиях, а незадолго до смерти Магнитского юристы Hermitage обвинили Федеральную налоговую службу в хищении из федерального бюджета 11,2 млрд рублей, назвав это «крупнейшим нераскрытым преступлением против государственного бюджета в новейшей истории России».
16 ноября этого года Магнитский с болями в животе был переведен из Бутырского СИЗО в больницу СИЗО «Матросская Тишина», где вскоре и умер. Адвокаты и родственники погибшего не поверили результатам экспертизы, по которым юрист скончался от сердечно-сосудистой недостаточности. Они утверждают, что юрист, страдавший панкреонекрозом и жаловавшийся в администрацию изолятора, содержался в не подходящих для больного человека условиях и умер от обострения заболевания
Медведев, как следует из сообщения на официальном сайте президента, узнал о судьбе Магнитского накануне от председателя совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Эллы Памфиловой (спустя неделю после смерти).
«Озабоченность обстоятельствами этой трагедии от имени правозащитников выразила накануне председатель совета Элла Памфилова», — говорится на сайте. На самом деле Памфилова на заседании совета с участием президента назвала смерть Магнитского «убийством и трагедией».
«По словам Памфиловой, еще в понедельник у президента было «недостаточно информации» об этом деле, и, как «грамотный юрист», сразу делать выводы он не мог. «Как только президент разобрался в ситуации, он сразу же отреагировал. Мы приветствуем это решение президента», — сказала Памфилова «Газете.Ru».
Как заявил «Газете.Ru» адвокат Магнитского Дмитрий Харитонов, адвокаты благодарят президента за его решение, но считают необходимым и расследование законности задержания юриста.
«На наш взгляд, стоило бы расследовать еще и факт законности возбуждения самого этого дела (по которому посадили Магнитского), и факт применения меры пресечения к нему», — сказал Харитонов.
Руководитель юрфирмы, в которой работал Магнитский, Джемисон Файерстоун заявил, что «о причастности милицейских чиновников к хищениям бюджетных средств, на которые указывал Сергей Магнитский, говорилось в более чем 35 жалобах и заявлениях». «В каждом случае эти жалобы расследовали те же самые сотрудники МВД, чьи имена были названы в этих жалобах и которые затем арестовали Сергея. Такая участь не должна постичь расследование, которое проводится сейчас по поручению президента Медведева. Лица, совершившие хищение бюджетных средств, ответственны за гибель Сергея. Они должны быть привлечены к ответственности», - говорится в заявлении Hermitage.
Кроме поручения о расследовании смерти Магнитского Медведев попросил провести общую проверку качества медицинской помощи, оказываемой в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Президент, как сообщает его сайт, дал еще Минюсту поручение проанализировать практику применения меры заключения под стражу по отношению к лицам, впервые совершившим экономические преступления.
Проверка может быть прецедентной, рассуждает Чиков. «Можно вспомнить и случай с Василием Алексаняном (умиравшим в СИЗО экс-сотрудником ЮКОСа), и многие другие истории вич-инфицированных, которые умирали в тюрьме из-за отсутствия необходимых лекарств или неумения врачей», — сказал юрист.