Российский Конституционный суд запретил применение смертной казни и после того, как перестанет действовать мораторий на исполнение смертных приговоров. Определение суда было оглашено в четверг. Вопрос рассматривался в рекордно короткий по меркам этого суда срок — всего три недели. Верховный суд обратился за разъяснениями к КС 29 октября.
Определение КС изначально не таило в себе никакой интриги. Вряд ли кто-то из тех, кто присутствовал на заседании или следил за ним по телетрансляции, сомневался в том, что мораторий будет продлен. Гораздо интереснее было другое: что будет сказано помимо основного решения, ведь речь шла о вопросе, вызывающем одну из наиболее острых общественных дискуссий. Однако судьи проявили предельную сдержанность: итоговая формулировка содержала лишь самое необходимое.
Введение с 1 января 2010 года судов присяжных на всей территории России — это было обязательным условием прекращения действия моратория — не создает возможность назначения смертной казни, объявил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.
«В течение 10 лет в РФ действует комплексный мораторий на смертную казнь. За это время сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Россией, происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер и рассчитанной лишь на некоторый переходный период», — говорится в определении суда.
В многостраничном обосновании своего решения судьи КС подробно изложили историю вопроса. Они напомнили, что в 1997 году Россия подписала протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. Этот протокол не ратифицирован, несмотря на то что Россия обязалась сделать это в течение трех лет с момента подписания. В парламент он был внесен еще президентом Борисом Ельциным в 1999 году. По мнению судей КС, окончательная отмена казни может считаться юридически оформленной только после того, как протокол будет ратифицирован, а в Уголовный кодекс и еще около пяти законов будут внесены соответствующие изменения.
Тем не менее, отметили судьи, согласно Конституции, в случае спора государственного закона и международного акта предпочтение отдается последнему. Протокол же, даже не будучи ратифицированным, согласно Венской конвенции 1969 года, должен исполняться, если только государство официально не отказалось в нем участвовать.
Зорькин уточнил, что исполнение данного постановления «не открывает возможность применения смертной казни, в том числе как приговор, вынесенный на основе вердикта присяжных заседателей».
По словам Зорькина, «настоящее определение окончательное и обжалованию не подлежит».
По словам председателя КС РФ Валерия Зорькина, теперь любая попытка судов общей юрисдикции вынести смертный приговор будет противоречить сегодняшнему определению и автоматически считаться неконституционной.
Президентский представитель в КС Михаил Кротов назвал определение о запрете смертной казни «ожидаемым». Мораторий на смертную казнь был введен Конституционным судом в феврале 1999 года. Он должен был поддерживаться до тех пор, пока на всей территории России не заработают суды присяжных. Такой суд с 1 января 2010 года появляется и в Чечне, последнем российском регионе, где к осуществлению правосудия еще не привлекались присяжные заседатели.
Россия взяла на себя обязательство отказаться от смертной казни, вступив в 1996 году в Совет Европы. Однако российский парламент так и не ратифицировал один из уставных документов СЕ — 6-й Протокол к Европейской конвенции о защите прав человека. Россия остается единственной страной — членом СЕ, не ратифицировавшей этот документ.
Судьи Конституционного суда специального оговаривают, что их решение нельзя считать давлением на законодателей. «Ратификация конвенции — исключительно прерогатива одного из высших государственных органов, которыми являются Государственная дума и Совет федерации. Никто из других высших органов не в силах заставить Государственную думу это сделать», — цитирует Зорькина агентство «Интерфакс».
Впрочем, ранее КС РФ неоднократно выносил постановления и определения, в которых обращал внимание депутатов Госдумы на имеющиеся прорехи в законодательстве или настоятельно советовал ускорить разработку и принятие необходимых законов. Однако в данном случае КС РФ не счел нужным воспользоваться своим правом рекомендательного голоса. Впрочем, от скрытого упрека в адрес законодателей суд не удержался. В определении, в частности, говорится, что, принимая в 1999 году постановление № 3-п (которое ограничивало применение смертной казни до начала работы коллегий присяжных во всех субъектах), КС проявлял «разумную сдержанность» формулировок. Соответственно, предполагалось, что вопрос полной отмены смертной казни через ратификацию протокола № 6 будет решен в «разумные сроки, не превышающие сроки формирования судов присяжных на всей территории России». Однако этого так и не произошло.
«Одна из причин, по которой Госдума до сих пор не ратифицировала протокол № 6, – это негативное общественное мнение по вопросу о смертной казни. Ведь очень многие против ее отмены, — прокомментировал вынесенное определение полномочный представитель президента РФ в КС Михаил Кротов. – Что касается срока ратификации, то я уверен в том, что в историческом плане разумный срок — это большее количество времени, чем прошло с момента подписания протокола». Кротов в то же время не исключил, что повлиять на депутатов может президент.
Спикер Госдумы Борис Грызлов уже высказался по этому вопросу. Ратифицировать протокол и окончательно отменить смертную казнь уже в декабре он считает «нереальным». Однако, по его словам, мораторий «будет продлен в любом случае».