В ходе спецоперации в Ачхой-Мартановском районе республики уничтожены 20 боевиков, среди которых мог быть лидер боевиков Доку Умаров, заявил президент Чечни Рамзан Кадыров.
В ходе операции боевиков расстреливали с вертолетов, вследствие чего «многие тела дефрагментированы», пояснил причину своей неуверенности в уничтожении Умарова чеченский президент.
По указанным причинам, опознаны только три тела — Ислама Успахаджиева, Рустама Акуева и Алхазура Башаева, приближенных Умарова. «До проведения медэкспертизы мы не можем утверждать однозначно, что Умаров действительно уничтожен. Но нет также оснований, говорить, что он жив», — сказал Кадыров. Вскоре после отмены режима контртеррористической операции Кадыров уже сообщал о тяжелом ранении и предполагаемой гибели Умарова, но тогда сам лидер сепаратистов опроверг эти предположения, выступив с обращением на одном из интернет-ресурсов.
Войска продолжают прочесывать лесной массив. Командует операцией двоюродный брат Кадырова, депутат Госдумы Адам Делимханов.
Боевая операция в Чечне проводится по новым правилам. В пятницу на сайте Кремля опубликован указ № 1267, которым вносятся изменения в президентский указ «О мерах по противодействию терроризму», изданный в 2006 году. Новый указ был подписан президентом Дмитрием Медведевым 10 ноября. Документ перераспределяет полномочия между оперативными штабами в Чечне и республиках, имеющих административную границу с этой республикой.
«Силы и средства» Объединенной группировки войск на Северном Кавказе теперь будут выделяться «по заявкам руководителей оперативных штабов» в сопредельных республиках, «согласованным с оперативным штабом в Чеченской республике», говорится в документе.
То есть фактически чеченский оперативный штаб получит возможность контролировать действия объединенной группировки войск в Дагестане и Ингушетии и привлекать дополнительные силы. В новом указе оставлена без изменений норма 2006 года, согласно которой командование Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе должно «выполнять указания руководителя оперативного штаба в Чеченской республике при решении возложенных на штаб задач». На чеченский штаб возложена и функция «по организации планирования применения» сил и средств Объединенной группировки на территории самой Чечни.
В регионах, входящих в Южный федеральный округ, но не имеющих административной границы с Чечней, привлечение Объединеной группировки войск на Северном Кавказе «осуществляется по решению руководства Федерального оперативного штаба на основании заявки руководителя оперативного штаба в соответствующем субъекте РФ, отмечается в документе».
Таким образом, оперативный штаб в Чечне становится главным ответственным за принятие решений по проведению контртеррористических операций в наиболее горячих точках Северного Кавказа. В этих двух регионах, граничащих с Чечней, есть оперативные контртеррористические штабы. В обоих регионах штабы возглавляют руководители республиканских УФСБ.
До октября этого года оперативным штабом управлял замминистра МВД РФ Аркадий Еделев, а затем руководство штабом было передано от МВД к УФСБ по Чечне, и главой чеченского штаба стал руководитель республиканского УФСБ Александр Сулимов. МВД РФ до 2011 года оставлено руководство Объединенной группировкой войск на Кавказе, но она фактически подчинена оперативному штабу в Чечне.
Ранее президенты Чечни и Ингушетии Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров договорились проводить совместные контртеррористические операции. Возможно, согласование с чеченским штабом понадобится при проведении операций на пограничных территориях, не исключил источник.
Политолог Алексей Малашенко не увидел пользы в указе президента. «Эти перестановки от бессилия. Мы их наблюдаем чуть не 20 лет, а никаких улучшений ситуации не происходит. Они там, наверху, ощущают, что как-то все не так идет на Северном Кавказе, и пытаются что-то предпринять. Но одними распоряжениями войны не выиграешь, как говорил Ярослав Гашек». Также эксперт не понял, «зачем переводить контроль (за борьбой с терроризмом) на чеченскую территорию», но при этом отметил, что не верит, чтобы штаб при таком расширении полномочий оказался подконтролен Кадырову. «Если действие штаба будет распространено на весь Северный Кавказ — уж, конечно, не Рамзан будет решать, что ему делать», — уверен эксперт.