Президент Чечни Рамзан Кадыров назвал бывшего полевого командира и министра культуры правительства Ичкерии Ахмеда Закаева лжецом и лицемером и отказал ему в обещанном возвращении на родину. Свой гнев Кадыров излил на внеочередной конференции регионального отделения «Единой России» 27 октября.
«Я связался с ним по телефону. Хотел помочь ему вернуться домой. Делал я это ради него самого и ради тех людей, которые, будучи обманутыми, оказались за границей и остаются там до сих пор, слушая его артистичные речи», — рассказал Кадыров, отметив, что Закаев принял его предложение. Впервые о готовности принять Закаева на родине Кадыров заявил в феврале 2009 года, в июле в Осло прошли переговоры чеченского эмиссара со спикером чеченского парламента Дуквахой Абдурахмановым.
«Закаев в разговоре со мной восхищался происходящими в Чеченской республике переменами, утверждал, что я единственный человек, которому действительно удалось спасти народ. А потом в СМИ он говорил обратное, чернил все, что сделано и делается в республике. Кто он после этого, если не хамелеон, лжец и лицемер?» — сказал Кадыров. Связаться с Закаевым для комментариев не удалось.
Таким образом чеченский глава отреагировал на интервью Закаева журналу «Власть», в котором премьер Ичкерии рассказал о переговорах про возвращение и предположил, что вопрос возвращения его в Чечню — «согласованная позиция с Москвой, с Кремлем» и с Владимиром Путиным. Он отметил, что политические вопросы в ходе бесед не поднимались, а во время встречи были сформулированы несколько вопросов. «Первый вопрос, который мы обсуждали, — это выдача тел чеченцев, включая президента Аслана Масхадова, Руслана Гелаева и других наших полевых командиров, которые убиты», — сказал Закаев.
Он заявил, что создание Кавказского эмирата Доку Умарова было санкционировано российскими спецслужбами. В частности, он указал на брата Мовлади Удугова — Ису Умарова. «Этот Умаров, все знают, был организатором и вдохновителем нападения на Дагестан в августе 1999 года, после чего началась вторая война. Все знают, что этот поход был именно им организован. Но странно: ни одна российская силовая структура или спецслужба России нигде не упоминают Ису Умарова», — рассказал Закаев.
По словам Кадырова, Закаев уже даже попросил через Магомеда Хамбиева (бывшего ичкерийского министра обороны) прислать кого-нибудь в Лондон, с кем он мог бы вернуться домой. «А когда дошло до дела, пошел на попятную. И это не удивительно. Он не решается вернуться домой, опасаясь иностранных спецслужб. О нем давно забыли. И эта имитация с возвращением домой ему нужна была, чтобы реанимироваться и превратить мнимое возвращение домой в собственную пиар-кампанию», — отметил чеченский глава и добавил, что Закаев теперь может «сколь угодно долго жить в Лондоне».
«Никто не намерен просить его вернуться на родину. Те, кому дороги судьбы чеченского народа и чеченской земли, находятся здесь, и днем, и ночью трудятся, возрождая свою отчизну», — подчеркнул Кадыров.
Чеченский президент сделал вывод, что «Закаев, находясь в Лондоне, болтает гадости в угоду своим покровителям, и, называя себя патриотом, он не стесняется кормиться чужими подачками».
В 2001 году Закаев был объявлен в розыск российской Генпрокуратурой по 13 обвинениям, в том числе в подстрекательстве к свержению конституционного строя, организации незаконных вооруженных формирований и посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Россия каждый год продлевает срок направленного в Интерпол ордера на его арест и экстрадицию. Задержание получившему в 2003 году в Великобритании политическое убежище Закаеву не грозит, во всяком случае, в тех странах, которые подписали конвенцию о статусе беженцев. Судьбя Закаева в случае его возвращения по приглашению Кадырова оставалась неясной: федеральные власти утверждали, что оснований прекращать его уголовное преследование нет, но не исключали и освобождения ичкерийского премьера, если тот сумеет доказать свою невиновность в суде.