Тендер на реконструкцию пропускного пункта «Адлер» в селе Веселое на границе России с Абхазией объявило Федеральное агентство по обустройству госграницы (Росграница) на сайте www.zakupki.gov.ru. Начальная цена контракта — 2,03 млрд рублей.
Как сказано в техническом задании, пропускная способность пограничного перехода должна составить 1500 машин в сутки, в том числе 150 грузовых, 1250 легковых, 100 автобусов и 28 тыс. человек.
Пункт будет работать круглосуточно. 2 млрд руб. планируется потратить на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции пункта пропуска с оснащением его комплексом информационно-технических средств, говорится в техзадании.
Сотрудник Росграницы сказал «Газете.Ru», что пункт пропуска будет «эксклюзивным», поскольку обычные пограничные переходы предназначены только для машин, а не для людей. Во ФГУП «Ростэк», которое в технической документации названо заказчиком-застройщиком, пояснили, что высокая стоимость связана с тем, что пункт пропуска будет оборудован современным дорогостоящим оборудованием с большой пропускной способностью. В среднем пункты пропуска рассчитаны на 300–500 машин в сутки, а на северо-западном направлении число проезжающих в день автомобилей доходит до 800. Возможно, заказчиком-застройщиком станет не «Ростэк», а ФГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», допустил сотрудник предприятия. Телефон самой дирекции не отвечал.
«На два миллиарда можно построить не пункт пропуска, а хороший завод», — удивился председатель совета директоров межотраслевой торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро.
По его мнению, правительству стоит обратить внимание на строительную деятельность Росграницы, поскольку она очень непрозрачна.
Цена контракта показалась подозрительно высокой и главному редактору издания «Кавказский узел» Григорию Шведову. Сейчас граница не готова даже к нынешнему уровню транспортного обмена, не говоря уже о предолимпийском и олимпийском периодах, констатировал Шведов. В летний сезон в автомобильных заторах перед границей люди проводят по 5–6 часов, рассказал он.
Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба подтвердил, что в сезон границу в обе стороны за сутки переходят до 30 тысяч человек, а в год — до 6,5 миллиона. Правда, сейчас поток людей гораздо меньше, добавил он. По словам Шамбы, пункт пропуска на абхазской стороне границы сохранится.
Важный дополнительный стимул создания нового транспортного узла на границе — военные нужды, считает Шведов. С военно-тактической точки зрения переезд через границу сейчас — преодоление бутылочного горлышка, описывает эксперт. С абхазской стороны функционирует качественная дорога, а с российской переезд осуществляется через населенный пункт Веселое, где невозможно провести большое число военной техники. Уничтожить танковую колонну, растянувшуюся на переходе границы, легко, допускает Шведов. По его словам, железнодорожное и морское сообщение с Абхазией уже не раз, в том числе летом 2009 года, демонстрировало свою уязвимость от диверсий и перехватов грузинскими пограничниками.
Еще 1,186 млрд руб. Россия собирается вложить в реконструкцию железнодорожного пропускного пункта на границе с Абхазией.
Тендер Росграницы на официальном сайте размещения госзакупок был опубликован 30 сентября. Его итоги пока не подведены.