В понедельник в Думе прошло второе заседание по существу парламентской комиссии по расследованию причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Мероприятие внезапно столкнулось с резким падением интереса к нему журналистов. Большая часть из них перебралась на парламентские слушания о проблемах семьи и детей, потому что туда приехала Кристина Орбакайте, которая делит сына с бывшим гражданским мужем Русланом Байсаровым. Неожиданно выяснилось, что и некоторых членов комиссии этот семейный конфликт волновал больше, чем СШ ГЭС. Так, на слушания перебрался вице-спикер Госдумы Александр Бабаков.
Оставшиеся депутаты утвердили перечень вопросов, которые они собираются выяснить.
В этот перечень не попало, например, расследование причин аварии.
Комиссия полностью доверяет опубликованному докладу Ростехнадзора, рассказал сопредседатель комиссии от Госдумы Владимир Пехтин, а окончательную оценку сделает на основе сопоставления всех отчетов и докладов. Цель парламентариев — не найти виновных, а сделать так, чтобы этого не повторилось, пояснили они сами. «А что нам расследовать? По-моему, СМИ уже во всех подробностях ход аварии восстановили», — попытался отшутиться сопредседатель комиссии от Совета федерации Валентин Межевич. Чем именно члены комиссии занимаются для того, чтобы выяснить причины, сенатор рассказать затруднился. За прошедшее с прошлого заседания время половина комиссии успела съездить в Санкт-Петербург на предприятие «Силовые машины», которое изготовило поломавшиеся турбины. Вторая половина в понедельник вечером отправляется в Саяногорск, чтобы лично осмотреть разрушенную станцию.
Вопросом дня была судьба главы «Роснано» Анатолия Чубайса, которого Ростехнадзор назвал одним из ответственных за аварию на станции. «Чубайс сам уже ответил», — сказал журналистам Пехтин, которого считают одним из главных лоббистов реформы электроэнергетики в Думе. Действительно, в минувшую субботу глава «Роснано» уже заявил, что отвечает за все, что происходило в отрасли в то время, как он возглавлял РАО ЕЭС.
Безусловно, Чубайс несет ответственность, в том числе он сам уже признал это, согласился председатель комитета по промышленности Госдумы, коммунист Юрий Маслюков. А Пехтин даже не исключил, что виновные в трагедии могут понести и уголовную ответственность. Правда, по словам одного из собеседников «Газеты.Ru» в комиссии, пожелавшего остаться неназванным, «лично Чубайса точно не тронут».
Возможно, Чубайса пригласят для беседы с членами комиссии, как и всех причастных к функционированию ГЭС, пообещал Пехтин.
Правда, пока до Охотного Ряда не дошел даже глава Ростехнадзора Николай Кутьин, а подготовленный еще на прошлой неделе отчет ведомства пришел депутатам только в понедельник.
Отвлекшись от причин аварии и поиска виноватых, парламентарии решали, как избежать подобных катастроф в дальнейшем. Так, на заседании было решено рекомендовать «повысить роль» Ростехнадзора, рассказал Пехтин. Правда, в комиссии по этому поводу разные мнения. По мнению коммуниста Маслюкова, необходимо возвращаться к «централизации» электроэнергетики: «Кто-то должен принимать решения и нести ответственность». «Какое отношение Ростехнадзор имеет к энергетике? Я не понимаю, как может министр природопользования (этому министерству подчиняется Ростехнадзор. – «Газета.Ru») разбираться в энергетике», — удивляется он.
Маслюков вспомнил, что с 1 января 2010 года будут отменены все ГОСТы на гидроэлектроэнергетику, а техрегламенты для этой отрасли еще не приняты, и это вызовет новые рискованные ситуации.
Также полезными решениями парламентарии сочли «установку системы «черных ящиков» на объектах гидротехнических сооружений с выводом их показаний в Ростехнадзор» и «запрет техническому менеджменту заниматься коммерческой деятельностью».
Расследование должно быть завершено к 15 декабря. «Это советская привычка — закончить план к Новому году, торопят и в Думе, и в правительстве», — критикует сроки один из членов комиссии.