В пятницу жители Ирландии голосовали на референдуме по ратификации Лиссабонского договора. Подсчет голосов начался только в субботу утром, и первые официальные результаты ожидаются не раньше 9 часов вечера по московскому времени.
Ни социологические институты, ни СМИ не проводили опросы общественного мнения на выходе с избирательных участков. Единственную более-менее достоверную информацию об исходе важнейшего для судьбы Евросоюза референдума представила проевропейская оппозиционная партия «Фине гэл».
По ее данным, более 60% ирландцев сказали дальнейшему объединению Европы свое «да».
Партия утверждает, что провела репрезентативный опрос тысячи человек на 33 участках по всей стране. В Дублине, по данным партии, за Лиссабонский договор проголосовали более 70%, в остальных регионах страны около 60%.
Явка составила чуть более 50%. Лиссабонский договор призван заменить проект европейской Конституции, которому в 2005 году выразили недоверие французы и голландцы. Лиссабонский договор, по мнению евроскептиков, нарушает принцип национального суверенитета, а маленькие страны потеряют возможность влиять на политику ЕС.
Премьер Ирландии Брайан Коуэн перед голосованием попросил ирландцев подождать с «наказанием правительства» до следующих выборов, а референдум, по его словам, нужно использовать для одобрения договора, который служит ирландским и европейским интересам.
Ирландия является главным препятствием на пути ратификации договора всеми членами Евросоюза. В прошлом году ирландцы уже чуть не похоронили его, проголосовав против.
В июне 2008 года на аналогичном референдуме 53,4% сказали «нет». Тогда ЕС удалось убедить Дублин назначить повторный референдум, обещав впоследствии изменить Лиссабонский договор (например, ввести независимую налоговую политику). Однако евроскептики напоминают, что это лишь обещания, а на бумаге договор остался тем же.
В этом году за Лиссабонский договор высказались все партии Ирландии, кроме «Шинн фейн» — в прошлом гражданское крыло Ирландской революционной армии, в которой состоят многие спортсмены и деятели культуры, например гитарист U2 Эдж. В кампанию «Да!» включились и бизнесмены: Ryannair и Intel выделили по 500 тысяч евро. Противники договора, как они сами признавались, располагали очень скромным бюджетом и положились на тактику «от двери к двери».
Только в Дублине решили спросить мнения своих граждан о Лиссабонском договоре. Остальные страны, опасаясь того, что договор провалится, как ранее конституция, выбрали путь ратификации парламентом.
Однако документ все равно наткнулся на сопротивление. Против ратификации Лиссабонского договора выступают до сих пор не подписавшие его президенты Польши и Чехии Лех Качиньский и Вацлав Клаус.
Качиньский, правда, обещал сделать это после того, как договор одобрят ирландцы. Клаус, который является последовательным евроскептиком, никаких обещаний не давал. Как считают эксперты, он может попробовать дотянуть до выборов в Великобритании, которые пройдут летом 2010 года. Скорее всего, на них победят консерваторы, которые инициируют в стране референдум по договору, который британцы скорее всего провалят. В этом плане очень много «если», но он вероятен.