В среду на сайте Министерства юстиции была опубликована концепция проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Концепция определяет основные положения нового закона «О нотариате», который должен прийти на смену действующему законодательству. Закон будет писать специальная рабочая группа, в состав которой вошли нотариусы и юристы, рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь Федеральной нотариальной палаты (ФНП) Алексей Лацейко. Рабочая группа должна собраться в начале октября. Эксперты ожидают, что за три месяца проект закона будет готов, а принятие его состоится не раньше осенней сессии Госдумы следующего года, сказал представитель ФНП.
Предполагается, что новый закон повысит статус нотариусов.
Сохранив за ними все имеющиеся полномочия, он добавит новые, «по комплексному оказанию юридической помощи»: консультирование, сбор необходимых документов и передача их на регистрацию прав и юридических лиц, присутствие на заседаниях органов управления юридических лиц и т. д.
Кроме того, должен быть расширен перечень нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, а также законодательно закреплена доказательственная сила нотариально оформленных документов. Граждане больше не должны будут доказывать в суде обстоятельства, содержащиеся в таких документах. При этом право на оспаривание в суде самих этих документов у граждан сохранится.
Возрастет и число обязанностей нотариусов. Их могут обязать периодически ездить по труднодоступным местам, где в настоящее время работать невыгодно, а региональные нотариальные палаты и органы местного самоуправление обяжут помогать нотариусам, оказывающим услуги в таких местах. Взамен и палаты, и нотариусы смогут претендовать на облегчение налогового бремени. Нотариусов, проработавших в труднодоступных и нерентабельных местах 3 года, предлагается наделить приоритетным правом на занятие должности нотариуса в развитых районах того же региона.
Порядок допуска к профессии нотариуса останется прежним, но к претендентам будут предъявляться дополнительные требования. Например, предполагается ввести возрастной ценз (нотариусом не смогут стать люди моложе 30 и старше 70 лет) и требовать у кандидатов подтверждения дееспособности, отсутствия судимости и отсутствия гражданства другого государства.
Полномочиями нотариусов смогут наделяться сотрудники дипломатических представительств, а также сотрудники органов местного самоуправления – за счет них авторы концепции рассчитывают обеспечить доступ к нотариусам гражданам в труднодоступных местах.
В связи с тем, что государственных нотариальных контор в стране осталось всего 55 (тогда как нотариусами-частниками работают более 7 тысяч человек), от института госконтор предлагается отказаться вовсе.
Новый закон может ввести небюджетную модель нотариата, переведя всех на самоокупаемость.
Тарифы на услуги нотариусов также предполагается определить в законе. В концепции говорится, что они будут экономически обоснованными и станут индексироваться по мере инфляции. Тарифы будут различаться в разных регионах. В ФНП не исключают, что оценка работы нотариуса по составлению технически сложных договоров, на работу над которыми уходит по нескольку дней, будет установлена в процентах от суммы сделки
Контролировать деятельность нотариусов продолжат региональные нотариальные палаты, в которых сейчас обязаны состоять все негосударственные нотариусы. При этом усилят свой контроль за нотариусами территориальные подразделения Минюста, которые наряду с региональными палатами будут проверять деятельность нотариусов и обращаться в суд с предложениями о лишении статуса нотариуса. Главной нотариальной палатой страны останется негосударственная Федеральная нотариальная палата, в которую обязаны входить все региональные палаты. Ее деятельность будет контролировать Минюст.
О новом законе «О нотариате» говорить пока рано, ранее были разработаны несколько концепций, но ни одна так и не превратилась в закон, говорит директор фонда «Институт развития нотариата» Лариса Усович.
Заложенная в концепцию идеология не должна привести к росту цен на услуги нотариусов, полагает эксперт.
«Рост цен во многом определяется отсутствием механизма государственного регулирования тарифов на правовую и техническую работу нотариусов», — отметила Усович. Предполагаемое расширение полномочий не обязательно приведет к росту числа нотариусов, так как обеспечивать исполнение ими дополнительных полномочий можно будет за счет совершенствования нотариальных процедур, внедрения компьютерных технологий и организации работы сотрудников нотариальных контор, статус которых и степень имущественной ответственности должны быть определены в новом законе, отметила собеседница «Газеты.Ru». «В любом случае процесс увеличения числа нотариусов в каждом регионе должен быть контролируемым. В странах латинского нотариата, к числу которых принадлежит и Россия, количество нотариусов устанавливает именно государство», — обратила внимание Усович.
Помощник нотариуса Инна Ермошкина, оспаривавшая в судах законность получения статуса нотариусов рядом родственников известных юристов и чиновников, находит минюстовский законопроект удачным, но считает, что до его принятия стоит устранить проблемы с назначением нотариусов. «Пока в нотариат не будут попадать лица с высокой юридической квалификацией, законопроект Минюста не нужен, хотя он и очень удачный», — сказала Ермошкина «Газете.Ru». Наделение нотариусов дополнительными функциями поможет разгрузить суды, а россияне смогут решать незначительные споры гораздо быстрее, считает собеседница «Газеты.Ru». Контроль Минюстом профессиональной деятельности нотариусов ей также кажется единственно возможным методом регулирования. «Но я подчеркиваю: профессиональную деятельность, а не делопроизводство», — отметила Ермошкина.