Молодежное прокремлевское движение «Наши» будет требовать от журналиста Александра Подрабинека выезда из РФ, говорится в заявлении организации на ее официальном сайте. Текст подписан главой «Наших» Никитой Боровиковым. В беседе с «Газетой.Ru» он подтвердил, что организация будет добиваться отъезда Подрабинека за границу в случае, если журналист не принесет публичных извинений перед ветеранами Великой Отечественной войны за свою публикацию в «Ежедневном журнале». Как писала «Газета.Ru», в скандальном обращении к ветеранам автор упрекает их за то, что по их наущению власти заставили собственников сменить вывеску шашлычной «Антисоветская». «Вы так возмутились «антисоветским»» названием, потому что, верно, вы и были вертухаями в тех лагерях и тюрьмах, комиссарами в заградотрядах, палачами на расстрельных полигонах», – бичевал ветеранов Подрабинек.
«Будем добиваться поставленной цели, как минимум, пикетами. А вообще, есть масса демократических процедур», — предупреждает Боровиков. Срок, в который Подрабинек должен принести извинения, Боровиков назвать пока не готов.
По словам главреда «Ежедневного журнала» Александра Рыклина, в последнее время Подрабинек не выходит на связь и его местонахождение неизвестно. Не смогла дозвониться правозащитнику и «Газета.Ru», его телефон выключен.
Прежде «Наши» не применяли метод выживания из страны, говорит помощник экс-премьера Михаила Касьянова Елена Дикун. Касьянов стал жертвой преследования «Наших». «Применялось преследование автомобиля с провоцированием аварийных ситуаций (в разных городах «нашисты» бросали под колеса машины экс-премьера грабли), пикетирование офиса, засады у дома», — вспомнила Дикун.
«Стихийные» кампании за высылку граждан из страны были популярны в СССР. В 1958–1959 гг. после публикации на Западе стихотворения Бориса Пастернака «Нобелевская премия» в прессе, на предприятиях, на уличных собраниях раздавался лозунг «Иуда, вон из СССР!».
«Не хочет быть советским человеком, советским писателем — вон из страны!»— объявил на заседании Союза писателей драматург, лауреат Сталинской премии Александр Софронов.
Собиравшиеся на предприятиях активисты кричали фразу «Нагадил там, где ел» (ее применил в выступлении в 1958 году секретарь ВЛКСМ Владимир Семичастный).
Прокуратура СССР рекомендовала лишить поэта гражданства: это можно было сделать постановлением Президиума Верховного совета СССР в соответствии с п. «б» ст. 7 закона о гражданстве СССР от 19 августа 1938 года.
«Если исходить из основ уголовного законодательства СССР, принятых в 1958 г., то от практики применения судами наказания в виде лишения советского гражданства и удаления из пределов СССР уже отказались. Однако, по Конституции СССР 1977 г., такая возможность была предоставлена Президиуму Верховного совета СССР. С 1966 по 1988 г. за действия, «порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР», были лишены советского гражданства 175 человек», — приводит данные д. и. н. Л. Королева в монографии «Власть и советское диссидентство».
Среди лишенных – поэты Иосиф Бродский и Александр Галич, писатели Александр Солженицын, Василий Аксенов, Владимир Войнович, режиссер Юрий Любимов.
Публичные призывы выгнать из страны также фиксировались в период «культурной революции» в КНР и на рубеже 20-х годов в США (в период так называемых «рейдов Палмера»).
Сравнивать Подрабинека с Пастернаком неприемлемо, говорит Боровиков, указывая, что действия молодежной организации никем «сверху не режиссируются». «Видимо, это новый креатив самого движения, хотя команда на организацию чудовищной травли явно дана из Кремля», — считает Рыклин.
«Как бы ни была уязвима статья Подрабинека, Саша уже заплатил годами заключения за свое желание говорить правду», — комментирует знакомый с Подрабинеком правозащитник Юрий Самодуров.
На рубеже 70–80-х годов Подрабинек дважды осуждался по «антисоветским» статьям. «Требование выезда из России вызывает в памяти то состояние общества, когда за публично и свободно выраженный протест от людей требовалось платить свободой, — считает Самодуров. — Подрабинек сделал для страны гораздо больше, чем Путин, Медведев и «Наши» вместе взятые».