В четверг президент России Дмитрий Медведев начнет двухдневную рабочую поездку в Душанбе, где проведет переговоры с таджикским коллегой Эмомали Рахмоном. Ключевой вопрос, на котором по-прежнему настаивает Таджикистан, — участие России в строительстве новых ГЭС на территории республики. Кроме того, в Душанбе хотели бы получить от Москвы экономическую помощь: кризис довел страну до такого состояния, что несколько дней назад Рахмон даже публично призвал сограждан готовить запасы еды не менее чем на два года.
В рамках этого визита президенты побывают на открытии Сангтудинской ГЭС, но вот строительство новых станций в ближайшее время Москва обещать не хочет.
Сангтудинская ГЭС-1, в которой России принадлежит 75%, а Таджикистану 25% плюс 1 акция, — это крупнейший совместный проект двух стран за последние годы. Станция входит в состав каскада гидроэлектростанций из четырех блоков на реке Вахш, ее общая проектная мощность составляет 670 МВт. Стоимость ГЭС оценивается в $600 млн. Президенты подпишут акт о государственной приемке блока станции — это будет единственный документ, подписанный сторонами за два дня визита, — а потом Душанбе займется установкой новых тарифов для внутреннего рынка.
В Таджикистане хотят предложить России сразу три новых проекта строительства гидроэлектростанций средней мощности — Оббурданской, Явразской и Урфатинской. Об этом сообщил министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи в интервью РИА «Новости» накануне поездки Медведева в Душанбе. Он также отметил, что Душанбе рассматривает участие России в крупном проекте строительства Рогунской ГЭС в рамках международного консорциума.
Москва вопрос об участии в строительстве высотной 347-метровой плотины Рогунской ГЭС отложила на неопределенно долгий срок еще в начале этого года.
Против возведения станции категорически выступает Узбекистан, который опасается, что строительство приведет к экологической катастрофе для водостока рек, проходящих по его территории, а кроме того, серьезно сократит запасы воды в стране.
Во время визита в Ташкент в начале этого года Медведев заявил, что нужно «учитывать интересы всех соседних государств», и заверил, что без согласия соседних республик такие станции возводиться не будут. Рахмон на это заявление обиделся, хотел отложить свое участие в саммитах ОДКБ и ЕврАзЭС, но потом все же доехал до большой встречи.
Накануне нынешнего визита Медведева таджикский лидер нашел еще более сильные аргументы для Москвы. За неделю до визита Рахмон внес в парламент проект закона «О государственном языке», в котором отсутствует понятие о «языке межнационального общения», — в действующем законе о языке этот статус закреплен за русским языком. Москва намерена поднять этот вопрос на переговорах. «Нельзя сказать, что у нас большая тревога по этому поводу, но дополнительные разъяснения нам было бы необходимо получить», — заявил накануне визита помощник президента России по международным вопросам Сергей Приходько. Кроме того, в последний момент стало известно, что Душанбе может поставить вопрос о выводе 201-й военной базы и российских пограничников, которые охраняют границу с Афганистаном.
Однако в то, что прорыва в энергетической сфере после переговоров не будет, понимают и в Душанбе. Вопрос сотрудничества в сфере гидроэлектроэнергетики будет обсуждаться «в комплексе», но без какой-либо конкретики, подтвердил «Газете.Ru» источник в руководстве Таджикистана.
По Рогунской ГЭС никакого решения принято не будет, уверен заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. Россия не готова сейчас вкладываться в такие проекты, к тому же есть довольно высокие политические риски. Действительно, такие станции могут ограничить доступ к воде соседних стран, а Таджикистан и Киргизия, где собираются построить каскад Камбаратинских ГЭС, могут получить серьезный рычаг влияния на своих соседей — Казахстан и Узбекистан.
Кроме того, напомнил эксперт, Душанбе рассчитывает на финансовую помощь, сопоставимую хотя бы с той, которую Москва предоставила Киргизии (кредит на $2 млрд). «Руководство Таджикистана считает, что оно также может рассчитывать на такую помощь», — уверен Грозин. Правда, отметил эксперт, добивается этого Душанбе странными способами. По его словам, в так называемых независимых СМИ в Таджикистане появляются выпады в адрес России, да и решения руководства страны тоже вызывают вопросы.
В ходе переговоров будут обсуждаться и такие темы, как таджикские мигранты в России, борьба с наркотрафиком, ситуация в Афганистане. Помимо двусторонних переговоров в четверг состоится четырехсторонняя встреча, в которой также примут участие президент Пакистана Али Зардари и лидер Афганистана Хамид Карзай.