Японию ждут 30 августа досрочные парламентские выборы. Об этом в понедельник объявил премьер-министр страны Таро Асо. К такому решению глава правительства пришел накануне на встрече с другими руководителями правящей Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ) и представителями ее партнера по коалиции, партии «Новая Комейто». Официально роспуск парламента будет объявлен в период с 21 по 26 июля, передает информагентство «Киодо».
Демократическая партия Японии — ведущая оппозиционная сила со своими союзниками по левому флангу — объявила, что в новых условиях не будет терпеть кабинет Асо еще полтора месяца и постарается объявить правительству вотум недоверия.
О роспуске парламента стало известно на следующий день после проигрыша ЛДПЯ на воскресных муниципальных выборах в Токио. В городском совете оппозиционная Демократическая партия и ее союзники завоевали 54 места, оставив партии премьер-министра всего 38 кресел. Это худший результат ЛДПЯ в столице за последние 44 года. К тому же правящая партия терпит поражение на пятых местных выборах подряд.
Публично утрату власти в Токио и поспешное назначение выборов Асо связывать между собой не стал. Он, однако, назвал «неоспоримым», что разногласия внутри ЛДПЯ предрешили ее поражение на выборах. «Как лидер партии, я очень сожалею об этих результатах», — процитировал премьера пресс-секретарь либерал-демократов Дзюн Мацумото.
Однако поражение заставило многих его однопартийцев задуматься о перспективах ЛДПЯ на выборах, которые, как планировалось раньше, должны были состояться в сентябре. Каждый месяц — учитывая растущую непопулярность правительства — теперь на счету, утверждали они.
В то же время в ЛДПЯ не хотели бы и спешить. Вести кампанию сразу после поражения на региональных выборах «было бы сродни групповому самоубийству», считают в партии. Поэтому роспуск парламента было решено отложить на неделю, с 14 июля — такая дата называлась на консультациях первоначально — на 21-е.
Асо стал премьер-министром в сентябре прошлого года после отставки своего предшественника Ясуо Фукуды. За это время ему не удалось улучшить имидж ЛДПЯ, которая два года назад потеряла контроль за верхней палатой парламента. Личный рейтинг популярности Асо за то же время скатился до 20%.
Грядущие выборы, как свидетельствует опрос общественного мнения, проведенный по заказу газеты «Иомиури», дадут ЛДПЯ цифры немногим большие. По этим данным, за правящую партию готовы проголосовать всего 24% избирателей. Демократы могут получить до 41% голосов. Рейтинг их лидера Юкио Хатоямы вдвое выше, чем у Асо.
Внешняя политика Японии после более чем вероятной победы демократов вряд ли сильно изменится. Это объясняется не только тем, что у функционеров демократов нет опыта внешнеполитической деятельности — за все послевоенное время либерал-демократы лишь на 2,5 года выпускали из рук власть. По словам члена ученого совета ИМЭМО РАН Валерия Зайцева, «вряд ли что случится с ключевыми для японской внешней политики направлениями: стратегическим союзом с США, углублением трехстороннего сотрудничества с Китаем и Южной Кореей и противодействием ядерным амбициям Северной Кореи».
Что касается российско-японских отношений, то консенсус в Японии относительно принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды фундаментален, считает эксперт. Собственно, обострение территориального спора и стало первым сигналом, намекающим на готовность к досрочным парламентским выборам.
«Любой японский политик, если он пойдет на какие-то односторонние уступки в южнокурильском вопросе, сразу же сломает себе голову, — считает Зайцев. — ЛДПЯ, когда вносила поправки об утверждении суверенитета над северными территориями, заигрывала с ассоциациями выходцев с этих островов, которые являются таким политическим игроком, которого нельзя не принимать во внимание».
В последнее время бюджетные ассигнования на работу этих ассоциаций из-за кризиса были урезаны, и, чтобы не ставить под удар кабинет Асо, правящая партия решила их успокоить, скорее, символическим жестом. Демпартия этот шаг поддержала, объяснил эксперт.
Ее лидер Хатояма всегда выступал за возвращение Японии четырех островов, хотя и давал понять, что готов обсуждать разные варианты. «Мой дед Ичиро (премьер Японии в 1954–1956 годах) был в Москве 49 лет назад, но тогда ему не удалось подписать мирный договор о возврате хотя бы двух островов. Как политик, я считаю, что необходимо что-нибудь сделать, чтобы решить этот вопрос», — провозглашал лидер демократов несколько лет назад перед собравшимися в День северных территорий.
По словам эксперта, недавний демарш японской стороны подпортил атмосферу и на без того не слишком активно ведущихся мирных переговорах с Москвой. «Вне зависимости от того, какая политическая сила будет формировать следующее правительство Японии, ему потребуется определенное время для восстановления статус-кво», — считает Зайцев.