Доклад Global Enabling Trade Report опубликован во вторник на сайте Всемирного экономического форума (WEF). В исследовании по России WEF помогал профессор Алексей Праздничных из консалтинговой компании Bauman Innovation и консультант Игорь Дюков из Стокгольмской школы экономики.
«Нынешнее исследование проведено в сложное время… По некоторым оценкам, падение объемов торговли сейчас более велико, чем в период Великой депрессии… Несмотря на гарантии открытости рынков, многие страны обратились к протекционистским мерам», — констатирует в преамбуле один из авторов доклада Роберт Гринхилл. Доклад призван подсказать властям охваченных в нем стран, как подтолкнуть торговлю и связанные с нею отрасли к развитию, говорится в документе.
Обзор сделан по 121 стране, исследование каждой экономики сделано на основе так называемого индекса ETI, складываемого из оценок эффективности государственной таможенной, транспортной, тарифной и прочей политики. Отдельно изучается открытость рынков для отечественных и иностранных компаний. В этом разделе есть подпункты, касающиеся всех недавних «экспортно-импортных войн» РФ с сопредельными странами, — сельхозпродукция, промышленные товары.
Всего категорий 13. Среди прочих условия обеспечения личной безопасности (доступность помощи органов правопорядка).
Положение России в рейтинге плачевное. В общем рейтинге ETI Москва на 109-м месте. Ближе к началу рейтинга, к примеру, Буркина-Фасо, почти все страны СНГ.
На первом месте Сингапур, далее Гонконг и Швейцария, Дания и Швеция. В первой десятке вся Скандинавия, Канада. США на 16-м месте, Китай — на 49-м.
«Руководители компаний не верят в способность властей соблюдать закон и гарантировать порядок», — говорится в исследовании.
В отдельных категориях Россия не поднимается выше середины списка. В сфере развития транспорта и связи мы на 56-м месте. Самое далекое от начало рейтинга место 113-е — в графе «доступ к рынкам».
Президент Дмитрий Медведев говорил о своем отрицательном отношении к протекционистским мерам как минимум на двух больших международных площадках. В первый раз — в разгар кризиса на встрече «двадцатки» в Вашингтоне (15 ноября 2008 г.). На втором форуме «двадцатки» в Лондоне Медведев уже корил западных партнеров за то, что они не всегда сами борются с протекционизмом. С ноября в мире произошло от 100 до 700 случаев протекционизма в международных экономических отношениях, отметил тогда Медведев. По его словам, «почти все страны клянутся в приверженности делу борьбы с протекционизмом, а де-факто все равно принимают защитные меры». Как особо подчеркнул Медведев, он считает протекционизм «вредной для мировой экономики штукой». Он призвал воздерживаться «от принятия примитивных защитных мер, которые блокируют торговую деятельность и работу на рынках».
Показатели России «кажутся адекватными» председателю думского комитета по экономической политике Евгению Федорову. Но они не связаны с протекционизмом России, к которому Москва «не сильно прибегала за время кризиса», говорит единоросс. Плохие показатели связаны скорее с историей России, говорит депутат, так как наш рынок во многих отраслях архаичен или его «пока вовсе нет».
Протекционизм в других странах не меньший, говорит глава экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Нередко он более хитро скрыт, чем в РФ, — под разного рода требованиями сертификации товаров, ограничениями на участие в тендерах, налоговыми особенностями.
Реального значения на восприятие властей российским бизнесом рейтинг иметь не будет, считает Данилов-Данильян, «российские эксперты, которых опрашивают для всех похожих исследований, имеют склонность жаловаться на жизнь, прибедняться».