В пятницу убийство 55-летнего жителя Кировоградской области Валерия Олийныка, в котором были заподозрены депутат от Блока Юлии Тимошенко Виктор Лозинский, начальник отдела милиции Голованевского района Михаил Ковальский и прокурор того же района Евгений Горбенко, стало одной из тем созванного президентом Виктором Ющенко экстренного заседания Совбеза. Накануне убийство обсуждалось на спецсовещании президента с силовиками, итогом которого стало подключение к расследованию Службы безопасности Украины.
На следующей неделе украинский Совбез соберется еще раз исключительно по поводу убийства.
Олийныка убили 16 июня. В первые дни после трагедии основной версией был рассказ участников происшествия о том, что мужчина первым начал стрелять по ним. В четверг прокуратура признала, что результаты первичного расследования были фальсифицированы. Генпрокурор уволил замешанного в убийстве районного прокурора, начальник райотдела милиции тоже отстранен от исполнения обязанностей. В отставку был отправлен и областной прокурор Геннадий Тюрин. В пятницу охотников вызвали в Киев для дачи показаний. Во второй половине дня появились сообщения, что главы прокуратуры и милиции Голованевского района задержаны, но позже замгенпрокурора Ренат Кузьмин опроверг эти сведения. «Но если возникнет необходимость, задержим и арестуем», — добавил он.
«Юлия Владимировна, ваши однопартийцы убивают людей, — обратился Ющенко к премьер-министру Юлии Тимошенко. — Сколько нужно, чтобы еще погибло людей от рук преступников во власти?» Соратники Лозинского по партии, сначала вставшие на его защиту, отказались от его поддержки.
В четверг вечером пресс-служба кабинета министров сообщила, что Тимошенко не возражает против продолжения расследования и поддержит лишение Лозинского депутатской неприкосновенности.
Несмотря на это, нет сомнения, что убийство будет активно использоваться в борьбе против Тимошенко на предстоящих президентских и парламентских выборах.
Инцидент произошел в Голованевском районе Кировоградской области — одном из наиболее депрессивных районов страны. О причастности народного депутата Виктора Лозинского к смерти местного жителя стало известно сразу: информацию об этом распространила местная оппозиция.
Противники Лозинского обвинили его в убийстве, но правоохранительные органы и сам депутат до последних дней категорически это опровергали.
Единственное, в чем сходятся все версии, — список участников трагедии близ Голованевска. Как утверждал Лозинский, поздно вечером 16 июня он в сопровождении главы райотдела милиции и районного прокурора ехал на автомобиле по местной дороге. По его версии, они ехали в офис для деловой беседы. Правда, местные жители утверждают, что незадолго до того видели всю компанию в местном баре в камуфляже и с охотничьими ружьями. А лес, вдоль которого ехал их внедорожник, относится к охотничьим угодьям, подконтрольным структурам Лозинского.
Далее рассказ парламентария начинает противоречить выводам столичных следователей, которым передано дело.
Народный депутат утверждает, что увидел на опушке леса мужчину, остановил машину и спросил, кто он и что там делает. В ответ якобы сразу прозвучали выстрелы. Зачем трем высокопоставленным чиновникам понадобилось останавливаться, увидев первого встречного, парламентарий не пояснил. Кроме того, примечателен тот факт, что дорога в этом месте проходит в 200-300 метрах от леса.
По версии Лозинского, ни у него, ни у сопровождавших его милиционера и прокурора не было при себе оружия. «Но я не мог просто стоять после того, как в меня стреляли. Я же не мешок с дерьмом», — пояснил он свои дальнейшие действия. Парламентарий в сопровождении главного милиционера и прокурора района, по его словам, бросились вдогонку за вооруженным и отстреливающимся незнакомцем, догнали его и отобрали пистолет. «Далее нападающий выхватил нож и нанес мне и прокурору резаные раны кисти руки и предплечья. Мы отбежали приблизительно на 5 метров и увидели, что незнакомец выхватил второй пистолет», — рассказал народный депутат на пресс-конференции. Правда, продемонстрировать журналистам полученные ранения депутат не смог.
В течение первой недели после убийства милиция и прокуратура утверждали, что депутат и сопровождавшие его лица проявили героизм, участвуя в задержании опасного преступника. Даже после того, как тот якобы нанес им ножевые ранения. По официальной версии, вскоре из Голованевска прибыла подмога, окружившая «стрелка», после чего «начальник райотдела МВД лично бросился на него, повалил, забрал у него второй пистолет и нож» (цитата из заявления областного прокурора Тюрина).
Единственное, чего не могли объяснить участники задержания, так это причин смерти задержанного. Депутат и милиционеры утверждают, что в него никто не стрелял, но ему повредили ногу в схватке, в связи с чем решили отвезти в местную райбольницу, а к утру узнали, что он скончался.
«Может, правда, он сам в себя попал, когда отстреливался», — предположил в общении с журналистами Лозинский.
История о случайно застрелившемся злоумышленнике могла бы быть забыта, если бы не политическая принадлежность Лозинского, который состоит в Блоке Юлии Тимошенко. В то время, как однопартийцы депутата проводили пресс-конференции в его защиту, а представители руководства фракции заявляли, что его следует представить к госнаграде за проявленное мужество и героизм, противники БЮТ, в число которых входит президент Виктор Ющенко, потребовали продолжить расследование.
До завершения расследования Ющенко уже уволил губернатора Кировоградской области Василия Моцного и руководителя Голованского района Михаила Крыжанивского «за неподобающее исполнение обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, соблюдения прав и свобод граждан». О своем решении президент сообщил, выступая на съезде партии «Народный Союз - Наша Украина».
По требованию президента дело передали из ведения местной прокуратуры, начальник которой участвовал в инциденте, в Киев.
Тело убитого также переправили в столицу. Первичный осмотр погибшего показал, что результаты следствия в районе были фальсифицированы.
По неофициальным данным, у Олийныка оказалось 9 огнестрельных ранений и больше десятка переломов, а на руках оставались ярко выраженные следы от наручников.
По мнению судмедэкспертов, в больницу Голованевска доставили не раненого Олийныка, а его труп. Примечательно, что в карете скорой помощи, которая выезжала по вызову на место стрельбы, находился главврач райбольницы, — очевидно, по просьбе районного начальства, участвовавшего в «героическом задержании».