«Газета.Ru» обнаружила фото белорусских монет на нумизматическом сайте World Coin News, который ведет испанец Давид Ривера Алонсо. В отличие от прежних, юбилейных, которые Белоруссия чеканит с 1992 года, эти знаки оплаты были номиналом от пяти копеек до одного рубля. Год их чеканки — 2009, произведены они на Словацком монетном дворе в Кремнице.
Чешский нумизмат Петр Барта, сделавший снимки, объяснил «Газете.Ru» их происхождение. «В конце мая я побывал на монетном дворе в Кремнице в составе группы Нумизматического клуба Восточной Богемии. В постоянной экспозиции были выставлены монеты, которые чеканятся там для различных стран мира. Помимо монет Коста-Рики, Бангладеш, Судана и Индии я увидел там и белорусские монеты», — рассказал коллекционер. По его словам, на стенде был указан тираж каждой монеты в отдельности. «Все вместе они исчисляются миллионами, поэтому, думаю, они предназначены для постоянного хождения», — уточнил Барта.
Нумизмат переписал возможный тираж: 5-копеечных монет может быть отчеканено 6 млн экземпляров, 10-копеечных — 34 млн, монет номиналом в 20 копеек — 15 млн, 50-копеечных — 36 млн и, наконец, рублевых — еще 24 млн экземпляров. Таким образом, общая сумма подготовленной к обращению наличности составляет 48,7 млн новых белорусских рублей.
Управляющий директор монетного двора Властимил Калинец подтвердил «Газете.Ru», что с белорусским нацбанком ведутся переговоры насчет чеканки оборотных монет, но «заказ не оформлен». По его словам, Кремница «самостоятельно сделала такое предложение Белоруссии, для чего изготовила пробные образцы монет, изображения которых и стали достоянием общественности». Указанные Бартой цифры он назвал всего лишь «рекомендацией».
«Мы представили эти образцы Нацбанку Белоруссии вместе с возможными рекомендациями по их совокупному тиражу», — заметил Калинец. Поскольку сама информация о переговорах стала достоянием общественности, «это существенно снижает вероятность того, что мы заключим эту сделку», признался глава монетного двора.
«Выводы, которые СМИ могут сделать из публикации в интернете, — ошибочны, а сотрудник монетного двора, который позволил этой информации раскрыться, будет наказан», — пообещал Калинец.
Версия белорусского нацбанка отличается. В Минске признают, что заказ белорусских монет, которые также называют «пробными», — инициатива национального эмитента.
Начальник управления информации НБ Анатолий Дроздов говорит: «Нацбанк с целью изучения возможностей различных монетных дворов для чеканки как памятных, так и оборотных монет просил монетные дворы отчеканить условные образцы той или иной монеты. В том числе такое обращение было и на Словацкий монетный двор». «Это не означает, что в Белоруссии в скором времени будут введены в обращение монеты, а также то, что их будет чеканить именно монетный двор Словакии», — объявил представитель нацбанка.
По его словам, «подобные обращения с предложением чеканки образцов являются «стандартной практикой», нацбанк «должен быть готов к любой возможности, в том числе к возможному вводу монет в денежное обращение».
На вопрос о возможности деноминации Дроздов ответил уклончиво — у нацбанка имеются «разные варианты совершенствования своей денежной системы». «Понадобится нам монета в обращении — мы ее введем. Пока она нам не нужна, поэтому вводить ее никто не собирается», — заметил представитель нацбанка.
В постоянном комитете Союзного государства России и Белоруссии никакой информации о возможной деноминации в Белоруссии нет, сообщил пресс-секретарь комитета Иван Макушок.
«В подготовленном виде решения о деноминации нет», — считает глава Белорусского союза предпринимателей и нанимателей Георгий Бадей.
Вероятность деноминации белорусского рубля высока, говорит глава отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев. «При условии второй за год девальвации — а она, исходя из нынешних реалий, будет, и не менее 20% — деноминация понадобится, чтобы избавиться от возникших из-за инфляции нулей», — говорит эксперт. Профессор МГИМО Кирилл Коктыш согласен: «По сути, деноминация может скрыть последствия девальвации».
В начале января Нацбанк Белоруссии девальвировал рубль сразу на 20% по отношению к доллару США и евро.
Падение экспорта по первому кварталу 2009 года составило 51%, таким образом, из 14-миллиардного бюджета страны выпало около $5 млрд, напоминает эксперт. «К этим $5 млрд, — говорит Коктыш, — может прибавиться еще $1 млрд, который Минск может потерять из-за молочной войны с Россией (ранее Белоруссия оценивала объем экспорта молочной продукции примерно в $1 млрд), потери добавятся также от сокращения экспорта продуктов нефтепереработки».
Бывший глава Нацбанка Белоруссии Станислав Богданкевич спорит: вводить монеты сейчас бессмысленно, «это необходимо в случае значительной деноминации, если бы отбрасывали четыре-пять нулей».
По его словам, в 1990-х годах в Минске обсуждалась возможность введения оборотных монет: «Но мы заказа не делали. Пришли к выводу, что нам легче купить станок, монетные заготовки и самим клепать монеты по необходимости».
Белорусскому рублю, который был введен в мае 1992 года и по-тогдашнему курсу стоил 10 советских рублей, была уготована нелегкая судьба. В качестве основных изображений первой серии новых купюр были выбраны животные, обитающие на территории республики, — белка, заяц, бобер, лось. Галопирующая инфляция скоро обесценила их и превратила в бумажки, и национальная валюта стала презрительно называться «зайчиком». Монет в истории независимой Белоруссии в обращении никогда не было.