В среду президент России внес в парламент Иркутской области кандидатуру Дмитрия Мезенцева для утверждения его главой региона вместо погибшего при крушении вертолета в начале мая прежнего губернатора Игоря Есиповского, сообщила пресс-служба президента. Тем самым оправдались прогнозы близких к Кремлю источников «Газеты.Ru», предсказавших выдвижение на пост губернатора Иркутской области третьего кандидата, который не был включен в официальный список полпреда президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина.
49-летний Мезенцев — член Совета федерации от исполнительного органа власти Иркутской области с 2002 года, один из четырех вице-спикеров палаты. В СФ он был направлен еще Борисом Говориным, возглавлявшим Иркутскую область с 1997 по 2005 год. Затем Мезенцев последовательно переутверждался в качестве сенатора преемниками Говорина — Александром Тишаниным и Игорем Есиповским.
Кандидатура Мезенцева в качестве губернатора фигурировала в предположениях представителей иркутской политической элиты, однако не выглядела очевидной. По данным региональных СМИ, его кандидатуру обсуждали наряду с кандидатурой другого сенатора от региона — Валентина Межевича. Однако выбор президента в пользу Мезенцева считали маловероятным из-за отсутствия у сенатора управленческого опыта.
Судя по всему, решение о выдвижении Мезенцева принималось в последний момент в режиме спецоперации.
Две недели назад корреспондент «Газеты.Ru» задавал сенатору вопрос о возможности его назначения губернатором, но Мезенцев ответил, что никаких переговоров на этот счет с ним не ведется. Уже после внесения его кандидатуры в том, что оно стало неожиданным, «Газете.Ru» признались в окружении сенатора и один из вице-спикеров Совета федерации.
Накануне полпредство президента в Сибирском федеральном округе обнародовало список номинантов на пост губернатора Иркутской области, предложенный Анатолием Квашниным президенту. В него были включены временно исполняющий обязанности иркутского губернатора Сергей Сокол и помощник Квашнина, бывший губернатор Таймырского АО Олег Бударгин.
Между тем Мезенцев — типичный представитель «питерского окружения» Владимира Путина.
Коренной житель Санкт-Петербурга, окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1990–1991 годах был депутатом Ленсовета, а затем при Анатолии Собчаке возглавлял комитет по СМИ мэрии Санкт-Петербурга. В это же время комитет по внешним связям мэрии возглавлял Путин. «Мезенцев — классический проверенный питерский кадр, он с самого начала был в команде Владимира Путина, в свое время именно он создавал Центр стратегических разработок», — говорит директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. В то же время Мезенцев — самостоятельная фигура, равноудаленная ото всех многочисленных бизнес-групп, имеющих интересы в Иркутске, что не исключает личного знакомства с первыми лицами всех этих бизнес-групп, отметил эксперт. В силу большого сенаторского стажа ситуацию в регионе Мезенцев должен знать хорошо, убежден Минченко.
Специальной задачи для Мезенцева в Иркутской области президент не ставил, считает эксперт. Проблемы, которые ему предстоит решать, очевидны: дефицит регионального бюджета и продолжение предпринятых Есиповским попыток локализации противоречий местных элит, которые считаются одними из самых конфликтных в стране. По бюджетному вопросу Мезенцев сможет выступить серьезным лоббистом, «потому что уровень его связей несопоставим с уровнем связей других кандидатов (Сокола и Бударгина)», считает Минченко. А то, что Мезенцев не принадлежит ни к одной из бизнес-групп, может положительно повлиять на отношения между местными элитами, надеется эксперт. «В последнее время Иркутской областью все время правили ставленники той или иной бизнес-группы, и, возможно, это было ее главной проблемой», — пояснил Минченко.