«Безопасность Пакистана, Афганистана и США связаны друг с другом», — объявил американский президент Барак Обама по окончании переговоров со своими коллегами из Афганистана и Пакистана Хамидом Карзаем и Асифом Али Зардари.
По словам Обамы, он доволен тем, что лидеры двух азиатских стран «полностью понимают серьезность угроз, которые перед нами стоят, и вновь подтверждают свою приверженность бороться с ними». Теперь три страны будут куда более согласованно работать над тем, как «разбить, сокрушить и демонтировать «Аль-Каиду» (организация запрещена в России), пообещал американский президент.
Трехсторонняя встреча в Вашингтоне должна была заодно показать, что американская администрация не собирается сдавать своих союзников. И Али Зардари, и Карзай у себя на родине пользуются не слишком большой популярностью, и их позиции подтачиваются не только силами террористического подполья, но и действиями легальной оппозиции.
Давление Вашингтона на правительства двух стран вызывает резкое сопротивление населения и лишь подпитывает радикалов, пытались доказать собеседники Обамы на переговорах за закрытыми дверями, о содержании которых вкратце рассказали анонимные источники американских информагентств в Белом доме.
Афганский президент указывал, что США и его стране необходимо договориться о рамках применения военной силы в стране. В последние месяцы активность талибов (организация запрещена в России) в Афганистане критическим образом возросла, на что натовская коалиция во главе с американцами стала прибегать ко все более жестким ответным мерам.
Перед встречей президентов госсекретарь США Хиллари Клинтон заметила, что «очень, очень глубоко сожалеет» из-за жертв среди мирного населения от американского бомбового удара по провинции Фарах. В результате налета погибли несколько десятков человек, в том числе женщины и дети. Постарался заверить своих собеседников, что администрация США «приложит все усилия», чтобы избежать ненужных жертв, и Обама.
В Пакистане же политика американской администрации оборачивается ущербом для политического имиджа Али Зардари. На переговорах пакистанский лидер так и не произнес вслух, что выставит против исламских фундаменталистов, подбирающихся к столице его страны, дополнительные воинские подразделения. В последнее время официальный Исламабад взял курс на умиротворение радикалов, разрешив ограниченное применение норм шариатского правосудия. Не стал обещать Али Зардари и отвести войска от индо-пакистанской границы, где сосредоточена большая часть пакистанской армии.
Реального прорыва, таким образом, на трехстороннем саммите не вышло. «Чудес не случится», — признал советник президента США по национальной безопасности генерал Джеймс Джонс, говоря о возможности согласования усилий трех стран в антитеррористической сфере.
«Чего я не услышал, так это представления цельного стратегического плана по разгрому (исламистского) подполья», — согласился глава комитета по иностранным делам нижней палаты конгресса Говард Берман. В то же время, отметил он, приверженность гостей Обамы союзу с Вашингтоном не вызывает сомнений.
В первую очередь это объясняется тем, что США тратят немалые деньги на оснащение и перевооружение афганских и пакистанских сил безопасности. Однако и их не хватает: по словам президента Али Зардари, его стране требуется «внимание и подпитка со стороны Соединенных Штатов», что следует понимать как просьбу о срочном увеличении военной и экономической помощи.
Пакистанский и афганский президенты пошли навстречу пожеланиям Вашингтона закрепить взаимные обещания помощи в военной и разведывательной сфере в письменном документе. По словам Клинтон, на встрече афганский и пакистанский лидеры договорились обсудить возможное соглашение об облегчении правил приграничной торговли. К тому же госсекретарь предложила американское посредничество и в ряде других вопросов, которые она отказалась уточнить.