Предложение о создании «какого-то органа», координирующего борьбу государственных ведомств с проявлениями экстремизма, прозвучало в среду в ходе научно-практической конференции по борьбе с экстремизмом в Екатеринбурге. Депутат Госдумы Павел Крашенинников вспомнил, что «неплохой опыт» борьбы с экстремизмом был у комиссии при президенте РФ, в которую входили представители МВД, ФСБ, сферы образования и общественных организаций. «Такой или не такой, но какой-то координирующий орган должен быть», — предложил Крашенинников.
Необходимость создания нового антиэкстремистского органа Крашенинников обосновал резким ростом числа экстремистских преступлений, которых в 2008 году было зарегистрировано на 30% больше, чем в 2006 году.
Данные парламентария подтвердила и Генпрокуратура. Замгенпрокурора РФ Виктор Гринь выразил обеспокоенность постоянным ростом числа преступлений экстремистской направленности в Москве, Санкт-Петербурге и уральском регионе. За первый квартал этого года в стране уже зарегистрировано 160 таких преступлений, что на 44% больше, чем за аналогичный период прошлого года, отметил он. Наибольшее количество преступлений экстремистского характера совершается в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Башкирии, Новосибирской, Свердловской и Нижегородской областях.
По числу убийств на почве национализма и ксенофобии лидируют Москва, Санкт-Петербург и Нижегородская область, сказал прокурор.
Новый антиэкстремистский орган не должен стать одним из органов исполнительной власти, он должен быть межведомственным органом, координирующим действия других ведомств по борьбе с экстремизмом, сказал Крашенинников «Газете.Ru». Он может быть создан при Ассоциации юристов России, которую возглавляет сам Крашенинников, а председателем попечительского совета является президент Дмитрий Медведев, добавил собеседник «Газеты.Ru».
Создатели комиссии планируют обращаться к главе государства с предложением придать этой комиссии статус «при президенте РФ». Именно такой статус был у комиссии, которая была создана указом президента Бориса Ельцина в октябре 1997 года. Крашенинников, занимавший пост министра юстиции, был тогда координатором той комиссии. Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский вспоминает, что та комиссия действительно была совещательно-консультативным органом, который в отсутствие специального антиэкстремистского законодательства боролся именно с тем, с чем надо, — с крайними идеологическими течениями. Комиссия активно работала в течение двух лет, говорит Верховский, однако в 1999 году, когда произошла смена власти, про комиссию просто забыли. В 2001 году в ходе очередной административной реформы орган был упразднен.
Однако источник в администрации президента заявил «Газете.Ru», что «такой комиссии при президенте не создается».
Глава юридической службы КПРФ депутат Госдумы Вадим Соловьев убежден, что идея создания очередной антиэкстремистской комиссии вызвана «нервной реакцией наших политических оппонентов и потерей ими имиджа на выборах».
«Им (единороссам — «Газета.Ru») очень хочется подтянуть под понятие экстремизма оппозицию, чтобы перевести на нее стрелки в период экономического кризиса», — полагает коммунист.
Взрывы памятников Ленину в разных городах были организованы с той же целью, чтобы вынудить коммунистов прибегнуть к незаконным методам, считает собеседник «Газеты.Ru».
Предложение о создании единого координирующего органа по борьбе с экстремизмом содержалось в пакете предложений, переданных президенту Медведеву правозащитниками в ходе встречи в середине апреля, говорит Верховский. Источник «Газеты.Ru» в Госдуме рассказал, что в кулуарах парламента разговоры о воссоздании антиэкстремистской комиссии идут давно. Член комитета по безопасности ГД Алексей Розуван не подтверждает эту информацию, но идею одобрил: «Учитывая, что проявления экстремизма имеют тенденцию к росту, я поддерживаю это предложение. В эту комиссию должны войти все заинтересованные ведомства, они смогут обсуждать проблемы, связанные с ростом экстремизма, и вырабатывать пути их решения».
Против идеи создания очередного антиэкстремисткого ведомства высказался депутат Госдумы единоросс Александр Москалец. Он отметил, что в стране уже существует множество антиэкстремистских центров, «значительно больше десятка», однако статистика продолжает ухудшаться. «Комиссии ни за что не отвечают, что бы ни случилось: решения ведь принимаются коллективно. Нужно приходить к тому, чтобы за исполнение законов отвечали конкретные лица: давать им полномочия и спрашивать потом именно с них», — считает собеседник «Газеты.Ru». А по мнению замдиректора центра «Сова» Галины Кожевниковой, нужно менять закон «О противодействии экстремизму», которого не понимают не только эксперты, но и правоохранительные органы.