ПАСЕ в среду вновь рассматривала вопрос, как урегулировать взаимоотношения между Грузией и Россией, ввязавшихся в войну из-за Южной Осетии и Абхазии в августе прошлого года. Парламентарии пришли к выводу, что Россия до сих пор не выполнила всех своих обязательств по мирному плану президентов России и Франции Дмитрия Медведева и Никола Саркози от 12 августа 2008 года.
Российские войска до сих пор остаются не только в двух республиках, но и занимают грузинский район Ахалгори, на который претендует Южная Осетия. К тому же европейские наблюдатели так и не получили права свободного доступа на эти территории, да и для простых граждан проезд через границы Грузии с республиками остается сложным.
Многие выступающие были разочарованы, что и в ходе третьего — после октября прошлого года и января нынешнего — обсуждения грузинского вопроса никаких прорывов в деле урегулирования не наблюдается. Француз Лоран Бетей сетовал на «только символическое значение» всех принимаемых ПАСЕ документов, а его соотечественник Дени Бадрэ — на «ограниченность возможностей этой организации». Россия, самая большая страна — член Совета Европы, так и не прислушалась к резолюциям Парламентской ассамблеи.
Несколько раз всплывало сравнение России с Третьим рейхом, который, прикрываясь защитой интересов немцев в Судетской области, в 1938 году отторг эти территории от Чехословакии.
Особенно недружелюбны оказались представители балтийских стран. Литовский депутат Эмануэлис Зингерис сравнил августовское мирное соглашение с пактом Молотова — Риббентропа, а эстонец Андрес Херкель заявил, что ситуация напоминает ему повесть Джорджа Оруэлла «Скотный двор».
«Мы все равны, но кто-то в хлеву равнее», — указал он на Россию.
К их критике активно подключились представители Великобритании, с которой Россия из-за дела об убийства Александра Литвиненко давно испортила отношения. Лорд Андерсон поставил под сомнение искренность Медведева, предложившего подумать над новой архитектурой европейской безопасности, заметив в то же время, что «глобальный экономический кризис поумерил грубость российской внешней политики». Его соотечественник Дэннис Макшейн воспользовался случаем, чтобы обвинить Россию в отсутствии парламентской демократии. В ПАСЕ не слышали ни одного диссидентствующего голоса в российской делегации, «хоть кто-нибудь встал бы, хоть кто-нибудь поднял руку — «я против», сетовал он и в конце концов пришел к выводу, что «мир по-российски означает только то, что мир — это там, где будут российские войска».
Российские парламентарии обвинения переносили стоически. Они, как, например, сенатор, член партии «Справедливая Россия» Анатолий Коробейников, призывали не говорить «о бесповоротно свершившихся случаях (сецессии), таких как Косово, Южная Осетия и Абхазия», или, по примеру члена СФ Владимира Жидких, радовались, что «справедливость начинает торжествовать», поскольку «никто не говорит, что это Россия напала на Грузию».
Российская делегация настаивала на том, что в собрании должны забыть о политической составляющей вопроса и обсуждать только гуманитарные вопросы. Поскольку политическими реалиями занимались докладчики ПАСЕ бельгиец Люк ван ден Бранде и венгр Матиаш Йорши, в их адрес у российских представителей теплых слов нашлось немного, зато голландку Кориен Джонкер, представившую доклад под названием «Гуманитарные последствия войны между Грузией и Россией», россияне беспрестанно хвалили.
Впрочем, в самом тексте Джонкер содержится немало критики в отношении и Москвы, и союзных ей республик. «Села в Южной Осетии, ранее находившиеся под грузинским контролем, были стерты с лица земли, за исключением нескольких домов, — говорится в докладе. — Намерение очистить территорию от этнических грузин очевидно».
Обеспокоены в ПАСЕ и ситуацией с этническими грузинами в «оккупированном округе Ахалгори». Несмотря на то что их не вынуждали покидать свои дома «угрозами или насилием», их повседневная жизнь в де-факто независимой Южной Осетии «встречается с многими проблемами», которые могут вызвать дальнейший исход грузин с этих земель. Та же ситуация наблюдается и в Гальском районе Абхазии, населенном этническими грузинами, которые лишены возможности обучаться на родном языке и принуждаются к получению абхазских паспортов.
Инцидент в селе Отобая, где 50 грузинских семей были сначала выгнаны из своих домов, а затем получили разрешение в них вернуться, вызывает «большую обеспокоенность ПАСЕ». Зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий попытался было внести поправку, в которой ПАСЕ приветствовала бы факт возвращения грузин в свои дома. Но с подачи грузинского депутата Петра Цискаришвили ПАСЕ отвергла это предложение.
Всего же, указывается в итоговой резолюции, из 130 тыс. грузин, вынужденных бежать от войны, в свои дома не вернулись 26 тыс. человек, а из 33–38 тыс. покинувших жилища осетин домой не возвратились 1,2 тыс. человек.
ПАСЕ сформулировала свои рекомендации сторонам конфликта. Они должны теснее сотрудничать с ЕС, ООН, ОБСЕ и международными гуманитарными организациями и не препятствовать продолжению работы миссии ООН в Грузии (UNOMIG). По мнению парламентариев, требуется согласовать план действий по защите прав человека и гуманитарных стандартов в Южной Осетии и Абхазии, причем за его выполнением должны следить непосредственно в регионах миссии Совета Европы.
В документе есть и призыв всем четырем замешанным сторонам открыть административные границы Абхазии и Южной Осетии по меньшей мере для гуманитарных целей и обеспечить непрерывность обеспечения пострадавших регионов такими ресурсами, как газ, электроэнергия, питьевая вода, работать над идентификацией пропавших лиц, бороться с захватом заложников.
За резолюцию проголосовали 133 члена ассамблеи при 13 воздержавшихся, за рекомендации — 123 делегата при одном против и 12 не высказавшихся ни так, ни этак. Российская делегация, рассказал глава российской делегации депутат Константин Косачев, «голосовала не солидарно, но все воздержались».
«Выводы докладов мы принимаем в гуманитарной части, но в части политических оценок происходящего на Южном Кавказе поддержать не могли. Голосовать против значит показывать, что мы не заботимся о судьбах людей. За — соглашаться с не приемлемыми для нас вещами», — уточнил депутат.
Вновь грузинский вопрос будет подниматься в ПАСЕ в октябре, а может быть, уже и в июле. Зависеть это будет от того, как скоро будет обнародован доклад миссии Евросоюза по установлению фактов конфликта в Грузии, работающей с начала этого года. Но продолжаться эта работа может долго — «столько, сколько нужно», по словам французского сенатора Бадрэ.