Конгресс США отныне полностью присягает демократической администрации Барака Обамы, которая празднует в среду 100 дней пребывания у власти. Многолетний сенатор от Пенсильвании республиканец Арлен Спектер громогласно объявил накануне, что уходит из республиканского лагеря и отныне будет поддерживать все начинания президента.
Переход Спектера к демократам означает, что администрация Обамы получает полный контроль над обеими палатами конгресса. Сенатор от Пенсильвании становится 60-м членом демпартии в верхней палате, что гарантирует отсутствие осложнений при обсуждении любых законов, предложенных администрацией.
Находясь в уверенном большинстве в палате представителей, в сенате демократы до последнего времени хоть и располагали большим числом кресел, чем их противники, но не могли полностью блокировать инициативы оппозиции. Партия, находящаяся в меньшинстве, по регламенту может фактически заболтать обсуждение, прибегнув к тактике «филибастера». Впервые в истории американские законодатели устроили такую обструкцию в 1841 году — обсуждение одного законопроекта продолжалось две недели без перерыва.
Чтобы не допустить этого, демократы должны получить 60 мест в сенате из 100. «Супербольшинство» сформируется окончательно после того, как свое место после пересчета голосов, поданных еще на ноябрьских выборах, займет коллега Спектера из Миннесоты Эл Франкен.
Последний раз «супербольшинство» в сенате было в 1977–1979 годах при президенте Джимми Картере. На волне разочарования в опозорившемся республиканце Ричарде Никсоне демократы получили 62 места в верхней палате, но их преимущество не устояло перед лицом политических кризисов.
Став демократом, Спектер завершил полный круг — ведь первую свою выборную должность окружного судьи в Филадельфии он завоевал в 1965 году, провозглашая себя «кеннедиевским демократом». Но в своих однопартийцах он быстро разочаровался, узрев масштаб коррупции, которая процветала в городе, считавшемся оплотом демпартии.
Решение сенатора, пишет И Джей Дион, колумнист портала RealClearPolitics, не только означает «попытку спасти политическую карьеру, поставленную под удар растущим консерватизмом Республиканской партии», но и «закрепляет решительный сдвиг в американской политике».
Как объясняет сам Спектер, в его родном штате за последний год произошел грандиозный отток из Республиканской партии. Более 200 тыс. его однопартийцев решили перейти к демократам. Теперь число зарегистрированных членов демпартии превышает в Пенсильвании списочный состав республиканцев не на 2%, как еще несколько лет назад, а на 7%.
Спектер начал противопоставлять себя консервативному большинству родной партии уже давно, но по-настоящему разъярил крайне правых в начале года, поддержав предложенный Обамой план экономического стимулирования. «Для меня стало ясно, что голосование по этому плану вызвало схизму (в рядах республиканцев) и сделало наши различия непреодолимыми. На сегодняшний день я не хочу, чтобы мой послужной список за 29 лет работы в сенате получал оценку на внутрипартийных выборах республиканцев в Пенсильвании. Я представлял не Республиканскую партию, я представлял народ Пенсильвании», — объявил сенатор. Его собственная политическая философия, признался сенатор, «лежит в русле скорее демократов, чем республиканцев».
Политик руководствовался и конъюнктурными соображениями: последние опросы общественного мнения говорили о его неминуемом поражении на внутрипартийных выборах в преддверии гонки за переизбрание, предстоящей ему в следующем году. Его почти на 20% обходил Пэт Туми, один из основателей республиканского «Клуба в поддержку роста», клеймящего Обаму за повышение налогов на сверхбогатых.
Умеренное крыло Великой старой партии (так официально зовут себя республиканцы) винит в поражении в конгрессе радикальных правых однопартийцев. Те противопоставили себя Обаме, обещая бороться против «тирании» и «социализма» новой администрации, отказав в поддержке плану экстренного экономического стимулирования, который обществом в целом был воспринят скорее на ура.
«Вы, конечно же, не слышали никаких воодушевляющих слов, которые могли бы совпасть с тем, что думают умеренные (республиканцы)», — пожаловалась, узнав о решении Спектера, сенатор от Мэна Олимпия Сноуи, одна из немногих умеренных республиканцев в верхней палате. Консервативное крыло ее партии действует, исходя из соображения «кто не с нами, тот против нас», призналась она.
С ней согласен коллега из Южной Каролины Линдси Грэм. «Я хочу быть членом живой Республиканской партии, которая может привлекать людей из всех уголков страны», — цитирует его газета Politico.
Но голос умеренных вряд ли будет услышан. Председатель национального комитета Республиканской партии Майкл Стил выступил в эфире телеканала CNN с отповедью диссидентам: «Сенатор (Спектер) показал кукиш… лидерам республиканцев в сенате, команде, которая стояла за него. Это не просто неуважительно, это попросту грубо. Думаю, его мама не воспитывала его в таком духе, и ведет он себя сейчас просто постыдно».
Наблюдая раздрай в лагере противников, Обама подчеркнуто внимателен к Спектеру. Своего нового союзника в беде не оставит, дал понять пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс. «Если президента попросят поучаствовать в сборе средств для сенатора Спектера, он с радостью сделает это. Если президента попросят принять участие в кампании в поддержку сенатора Спектера, он будет счастлив сделать и это», — объявил он журналистам. Более того, с переходом к демократам президент поздравил сенатора лично по телефону.
Обама может праздновать еще одну победу. Его выдвиженец на пост министра здравоохранения и социальных служб, губернатор Канзаса Кейтлин Себелиус была наконец утверждена во вторник в должности сенатом.
Посчитав, что в разгар эпидемии свиного гриппа оставлять здравоохранение без начальника не годится, верхняя палата проголосовала за Себелиус 65 голосами «за». Претензии, которые предъявлялись к кандидату раньше, в частности ее горячая поддержка права женщины на аборт, были сняты. К демократическому большинству присоединились и 9 республиканцев.