Досрочно
В воскресенье в будущей столице Олимпиады-2014 выбрали очередного, четвертого за последнее время, мэра. Единоросс, и.о. главы города Анатолий Пахомов после подсчета 100% бюллетеней набрал 76,86% голосов и таким образом выиграл в первом туре. Сопредседатель движения «Солидарность» Борис Немцов получил, по данным городского избиркома, 13,6% голосов. Третье место по количеству голосов занял представитель КПРФ Юрий Дзагания — 6,75%. Кандидат от ЛДПР Алексей Колесников набрал 1,27%, Павел Емельяненко — 1%, а Владимир Трухановский — 0,5%.
Голосованию предшествовала грязная кампания, в ходе которой все ресурсы властей были брошены на дискредитацию Немцова. Ему противопоставлялся «крепкий хозяйственник» и.о. мэра Пахомов.
Остальным кандидатам просто перекрыли возможность агитировать даже за деньги, а тех, кто мог отобрать голоса у Пахомова, просто сняли по формальным основаниям.
Другой особенностью скандальных выборов стал аномально высокий процент проголосовавших досрочно: независимые наблюдатели из ассоциации «Голос» насчитали «досрочников» более 30 тыс. человек из менее чем 300 тыс. зарегистрированных избирателей.
В последнюю ночь перед выборами число «досрочников» удвоилось: вечером в субботу оно составляло 5% от общего числа избирателей, утром в воскресенье — почти 11%.
Оппозиционеры уверенно говорят, что досрочное голосование было организовано властями, это часто встречающийся способ фальсификации итоговых данных.
По закону, подсчет голосов в случае, если доля проголосовавших досрочно превышает 1%, должен проводиться раздельно («досрочников» и «срочников»). Однако по имеющейся в штабе Немцова информации, таким образом голоса считали все равно не на всех участках.
Данные о том, за кого голосовали досрочно, появятся позже.
Сам не приехал
Казалось, Пахомов сделал все, чтобы не победить. На протяжении всей кампании его строго охраняли от журналистов, он ничего не говорил и не делал на публике. Даже наглядная агитация с лицом Пахомова была большой редкостью.
Необщительность единоросса привела к тому, что он сорвал аншлаг на участке, где должен был проголосовать сам. Журналисты рассудили, что перед урной он что-нибудь скажет.
В субботу стало известно, что Пахомов будет голосовать в 8.15 утра в гимназии № 15 на улице Макаренко. В 7.45 в окрестностях наблюдались сотрудники ГАИ при полном параде, а по двору прогуливался корреспондент журнала New Yorker Кит Гессен — чтобы сойти за раннего избирателя, он купил себе в участковом буфете хлеб с котлетой и завтракал. Вечером того же дня он был задержан на одном из участков нарядом ОМОНа за отсутствие регистрации в Сочи и больше пяти часов провел в УВД района Мамайка.
У входа выступает гимназический ансамбль «Славяночка» — его руководитель говорит, что эти несколько девочек в казачьих костюмах звонкими голосами, подкрепленными усилителем, будят окрестных жителей на каждых выборах.
Тут же ветеран ВОВ Петр Шаповалов гордо декламирует перед камерами московских каналов:
«Пахомов Анатолий — это сгусток воли. Деловой и боевой.
Он не то что Карпов Коля и не Леня Мостовой.
Он как глыба небольшая, но делами велика.
Его сердце золотое много делает добра».
Повторить то же самое перед камерами иностранных телекомпаний Шаповалов отказался.
Первые избиратели — пенсионеры. Пожилая женщина говорит, что проголосовала за Пахомова, потому что он выдвиженец Ткачева, а значит, между губернатором и мэром не будет конфликтов. К Немцову, говорит, относится плохо, но не потому, что он, как утверждала пропаганда, хочет продать Олимпиаду корейцам: «Он не умеет договариваться с людьми, он со всеми поссорился. Что он говорит? Ткачева не надо, Путина не надо. Я хочу, чтобы конфликтов не было. Вы же помните, как он сидел рядом с Ющенко на Украине, и в Белоруссии их вместе с Хакамадой чуть не посадили — и там он разрушал».
Через полтора часа после назначенного времени глава информотдела горадминистрации Галина Снимщикова объявляет, что Пахомова на этом участке не будет. Будто бы он уже проголосовал на другом участке. Сказав, что никаких подробностей ей неизвестно, чиновница скрылась.
Оставалась надежда, что голосование Пахомова покажут в местных новостях, однако до вечера этого так и не произошло.
«Я бы ему точно дала»
Немцов оказался самым выносливым из участников выборов. Он устроил масштабный рейд по участкам. Бывший вице-премьер фотографировался с детьми, подтягивался на турнике со школьниками, беседовал с главами участков о нарушениях, давал по дороге комментарии о «путинском режиме» и пил с дамами чай.
Одна из восхищенных женщин при появлении загорелого кандидата на участке тихо вздохнула: «Не будь я членом избиркома, я бы ему точно дала».
Участок № 4629 в школе № 4 на улице Чехова встретил оппозиционера громкой музыкой, заглушив всякое общение Немцова с наблюдателями и прессой. Репертуар состоял из любимой группы Путина «Любэ» и «Песняров». Сотрудники участка признались, что диск с нужной музыкой пришел им из теризбиркома.
Досрочно в школе № 4 проголосовали 677 человек, больше, чем в день голосования. 99% — за Пахомова.
«Результат этих выборов уже решен — 30 тыс. проголосовавших досрочно!» — сокрушался Немцов.
Грузинский вопрос
В штабе КПРФ день голосования считают не слишком интересным: все нарушения, полагают опытные коммунисты, были допущены в ходе досрочного голосования. Дзагания рассказал «Газете.Ru», что до появления в Сочи Немцова главным объектом административной атаки был именно он. Теперь, по его словам, работа против него тоже велась, но более тонко, чем против Немцова.
Обыгрывалась национальность грузина Дзагании: сначала сообщили о поимке в городе грузинского шпиона, позже избирком принял решение о формировании специального участка, на котором могли проголосовать жители Абхазии, прописанные в Сочи.
По словам главы избиркома Юрия Рыкова, несколько сотен абхазов захотели принять участие в выборах и отказать им комиссия не смогла. Оспаривая это решение, коммунисты дошли уже до ЦИКа — законодательство Краснодарского края допускает голосование на муниципальных выборах граждан, не имеющих регистрации, но они должны быть жителями муниципалитета.
Кроме того, участок для них должен формировать глава района, а не избирком, и формироваться он должен заранее, а не в ходе избирательной кампании. ЦИК ко дню голосования рассмотреть жалобу КПРФ не успел.
По данным КПРФ, на абхазский участок было передано несколько тысяч бюллетеней. По понятным причинам, ни на один из этих голосов грузин рассчитывать не мог.
Весело
Ожидалось, что особо заинтересованных абхазов централизованно доставят на российско-абхазскую границу на реке Псоу в селе Веселое, где они поставят нужную отметку в бюллетене в специальном избирательном автобусе, после чего вернутся домой.
Избирательный участок № 4362 представлял собой «ЛиАЗ» с приклеенной к окнам информацией о выборах и кандидатах, кабинками для голосования, наблюдателями и урной внутри. На автобусе красовался пункт 6 части второй статьи 12 закона «О муниципальных выборах Краснодарского края», по которому к участию в выборах допускаются проживающие на территории Сочи граждане РФ без регистрации.
Немцов, как и коммунисты, подозревал, что абхазов согнали в Сочи неспроста. «Это что же, теперь жители Израиля с российским гражданством могут приехать сюда выбирать мэра? — доказывал Немцов секретарю горизбиркома Валентине Ткачевой. — Вы понимаете, что организовали выборы мэра Абхазии и Сочи?»
Ткачева привела главный аргумент. «Да сколько там человек голосуют на этих участках? Это разве на что-нибудь влияет? Ну поставили мы эти участки, ну и что, проголосовали два человека», — развела руками секретарь.
К тому моменту как избирком списал абхазские выборы со счетов, явка на автобусном участке выросла в полтора раза: к трем часам дня бюллетени в урну на колесах бросили три избирателя, среди них два жителя Абхазии с российскими паспортами и один временно лишившийся прописки адлерский резидент. «Гражданский долг!» — объяснил проголосовавший за Пахомова абхаз Арутюн Адовазович.
За 12 часов работы «абхазский участок» посетили четыре избирателя, половина из них проголосовали за Пахомова, половина — за Немцова. Массового голосования жителей Абхазии к вечеру так и не было.
«Тут только три кандидата: мэр, Немцов и грузин (Дзагания. — «Газета.Ru»)», — вспомнил таксист Размик. «Не за Немцова же голосовать! Ему, говорят, нельзя доверять», — пожал плечами покупатель магазина в Веселом Николай Сергеевич. «По телевизору говорят», — уточнил он.
По судам затаскаются
Участки закрылись в 20.00. В начале девятого штаб Немцова обнародовал результаты exit-polls — их проводили волонтеры немцовского штаба. По этим результатам выходил второй тур между Пахомовым и Немцовым — первый набирал 46%, второй — 35%, Дзагания — 17%. «Но мы не знаем расклада по досрочному голосованию», — отмечали в штабе. Первые же данные с участков подтвердили худшие опасения сторонников Немцова — результаты «досрочников» демонстрировали практически 100-процентный результат за единоросса.
Большая разница между результатами досрочного и своевременного голосований является юридическим основанием для оспаривания итогов выборов, говорит Немцов. Он собирается воспользоваться этой возможностью. Кроме того, Немцов уже подал два иска в суд по фактам клеветы в ходе кампании. Один — за «корейского шпиона», второй — за обвинение в коррупции.
Не исключают возможности подачи жалоб и коммунисты. Кроме всего прочего они собираются довести до конца свою тяжбу по поводу абхазского участка, а также в Верховный суд должен пойти иск Дзагании о необходимости снятия с выборов Пахомова. Коммунист считает, что в мэры его выдвинул не тот орган — должна была конференция или съезд партии, а выдвинул политсовет местного отделения.