Есть свидетельства оказания давления на свидетелей обвинения
Александра Шейко
В деле Ходорковского и Лебедева появились факты давления правоохранительных органов на свидетелей. Свидетеля Антонио Вальдеса-Гарсиа избивали, выбивая показания на ЮКОС. На скандальных показаниях в зале отключили видеотрансляцию. Адвокаты потребовали отвода гособвинителей.
Заявление бывшего главы компании «Фаргойл» Антонио Вальдеса-Гарсиа в четверг в Хамовническом суде огласил адвокат Владимир Краснов, представляющий интересы бывшего главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева, в рамках ходатайства об отводе гособвинителей Дмитрия Шохина и Валерия Лахтина.
Краснов от имени всех адвокатов заявил, что эти гособвинители «предвзято относятся к нашим подзащитным».
В документе перечисляются претензии к Шохину и Лахтину и те их действия, которые подсудимые не раз обжаловали, более того, суды с ними иногда соглашались. Краснов перечислил, что прокуроры незаконно потребовали оставить без изменения меру пресечения заключения под стражей обоим подсудимым. Он также отметил, что Шохин был гособвинителем на первом процессе Ходорковского и Лебедева, а Лахтин принимал участие в других процессах, в том числе по рассмотрению вопросов о мере пресечения обоим подсудимым. Краснов указал, что чтение обвинительного заключения прокуроры начали с эпизода о хищении акций ОАО «Апатит», который фигурировал в первом уголовном деле в отношении ЮКОСа. Однако нет ни одного приговора, по которому Ходорковский и Лебедев были признаны виновными по этому эпизоду, а в 2005 году Мещанский суд прекратил дело в этой части за истечением срока давности.
Краснов напомнил: прокуроры выступили против допроса иностранных граждан – бывших топ-менеджеров ЮКОСа. В частности, защита просила допросить бывшего в 2001 году финансового директора ЮКОСа Брюса Мизамора и направить соответствующий запрос об оказании правовой помощи в правоохранительные органы США, а также еще целой группы граждан США и Франции. Суд тогда отказал защите. Гособвинители предлагали этим людям приехать и дать показания здесь, хотя УПК предусматривает возможность допроса и на территории других государств.
Адвокаты также обращают внимание на неоднократные попытки оказания давления на других сотрудников ЮКОСа с целью дачи ими «ложных показаний, в том числе на Ходорковского и Лебедева».
Отвечая на это предложение прокуроров, Краснов огласил заявление бывшего главы компании «Фаргойл» Вальдеса-Гарсиа, скрывшегося два года назад за границей (он является не только российским гражданином, но и подданным Испании). Заявление испанца было ранее направлено на имя генпрокурора России. О документе нигде не сообщалось.
«Вальдес-Гарсиа написал заявление на имя генпрокурора, говоря о том, что вынужден был уехать из России до окончания процесса, поскольку не мог рассчитывать на вынесение справедливого приговора», — сказал Краснов.
В заявлении Вальдес-Гарсиа рассказывает, что в 2005 году он вернулся в Россию из Испании, поддавшись уговорам и обещаниям следователей о том, что он не будет заключен под стражу и обвинения с него будут сняты. Но после возвращения на него стали оказывать давление, с тем чтобы он «оговорил руководителей компании ЮКОС, в том числе Ходорковского, Лебедева и Михаила Брудно и других, что они разрабатывали схемы хищения денежных средств». В обращении, текст которого выложен на сайте пресс-центра Ходорковского, рассказывается, как на Вальдеса-Гарсиа оказывали давление, и почему он решил покинуть Россию, и почему не рассказывал о фактах давления на него во время следствия.
Вальдес-Гарсиа рассказывает, что в августе 2005 года он пригрозил следователям рассказать через адвокатов журналистам, что на него оказывается давление. «Через некоторое время после разговора со следователем… приехал Козловский В. А. (следователь) и стал в очередной раз склонять меня дать показания на Ходорковского и других управленцев НК ЮКОС… Козловский говорил очень громко, почти кричал, видя, что не может от меня добиться, стал угрожать физической расправой… Я не выдержал и сказал ему, что при первой возможности расскажу обо всем через своего адвоката журналистам. Тут Козловский буквально взбесился... Неожиданно я получил сильный удар в лицо... Я потерял сознание, что происходило со мной дальше — не знаю». Далее Вальдес-Гарсиа рассказывает, что очнулся в Истринской больнице, и приводит медзаключение о тех травмах, которые он получил: сотрясение головного мозга, множественные переломы, ушибы.
Бывший бизнесмен объясняет, что решил рассказать о том, как шло следствие, поскольку в январе этого года узнал, что в Басманном суде против него возобновлен процесс. В конце он выражает готовность дать необходимые показания в Испании.
«Он (Вальдес-Гарсиа) просит возбудить уголовное дело в отношении следователей и ряда оперативных сотрудников, принуждавших его к даче ложных показаний на руководителей ЮКОСа с использованием насилия и издевательств», — также пересказал Краснов текст заявления Гарсиа.
Ходорковский и Лебедев поддержали ходатайство защиты. Они оба отметили, что их отвод касается только Шохина и Лахтина, участвовавшего и в других процессах по «делу ЮКОСа». Еще двух гособвинителей, Гюльчехры Ибрагимовой и Валентины Ковалихиной, данный отвод не касается. Прокуроры отвергли доводы защиты, заявив, что у них нет никакой заинтересованности в исходе процесса, а Шохин добавил, что ходатайство адвокатов является «попыткой отодвинуть стадию исследования доказательств».
Судья Виктор Данилкин сообщит о своем решение в пятницу – заседание начнется в 11.30. Адвокат Константин Ривкин в беседе с «Газетой.Ru» напомнил, что защита уже дважды заявляла аналогичные ходатайства и они не были удовлетворены. Он также отметил, что заявление Вальдеса-Гарсиа, оформленное по всем правилам и направленное в Генпрокуратуру, было представлено в качестве иллюстрации, что может случиться со свидетелями-иностранцами. «Заявление Вальдеса-Гарсиа было направлено генпрокурору, и он должен на него реагировать. Судья Данилкин никаких процессуальных решений по нему принимать не должен», — уточнил адвокат.