По решению Преображенского суда Москвы Бахмина была условно-досрочно освобождена во вторник. В последний период отбывания наказания недавно родившая дочь осужденная была закреплена за московским СИЗО «Матросская Тишина», хотя фактически содержалась вместе с ребенком в одной из больниц Подмосковья. Как объяснил адвокат Роман Головкин, Бахмину отпустят, когда постановление суда доедет до СИЗО и изолятор утвердит обходной лист об отсутствии задолженности осужденной. Прокурор Антон Давыдов предположил, что к семье Бахмина сможет присоединиться не раньше среды.
Минувшей ночью источник «Интерфакса» в «силовых структурах» сообщил, что Бахмину уже отпустили к семье. «Еще накануне были выполнены все формальности и процедуры, связанные с решением суда об УДО в отношении Бахминой, сказал собеседник. Время освобождения Бахминой собеседник назвал «государственной тайной».
«Бахмина свободна, но будет находиться под надзором уголовно-исполнительной инспекции, а также под охраной правоохранительных органов как важный свидетель», — намекнул источник.
Факт освобождения семья, друзья и адвокаты не подтверждают. «Светлану еще не видел», — сказал в 10 утра ее муж Михаил Журавлев. Ее ждут дети, мать, свекровь, говорит Михаил. Он допускает, что освобождение состоится в течение среды, готов поехать на машине к больнице, где содержалась супруга. Подруга Бахминой Ольга Калашникова новость об освобождении назвала «бредом», сочтя, что правоохранительным органам зачем-то понадобилась дезинформация.
Собеседник «Газеты.Ru» в правоохранительных органах предположил, что близкие Бахминой пока просто не раскрывают новости о ее освобождении, чтобы на время уединиться вдалеке от прессы. «Вряд ли она сразу поехала бы домой, ей надо где-то уединиться с тремя детьми», — рассуждает адвокат Бахминой Руслан Смакаев. Такую возможность допускает и Головкин. По его предположению, новостей об освобождении Бахминой может не быть 10 дней — по закону освобождение из СИЗО может растянуться на такой срок.
Смакаев рассказывает, что возможность привлечения Бахминой как свидетеля обвинения по делу ее начальников обсуждалась. «В списках свидетелей ее, слава богу, нет», — напоминает защитница Бахминой Ольга Козырева. Зато в списке есть находящийся на лечении другой бывший юрист ЮКОСа — Василий Алексанян.
Закон позволяет обвинению вызывать на процесс и незаявленного свидетеля, поясняет адвокат Ходорковского Вадим Клювгант. Он не исключил, что статус «заложника», который теперь у Бахминой, может быть использован властями в своих интересах при рассмотрении дела ЮКОСа.
Как сотрудник ключевого департамента ЮКОСа — правового, она многое знала о деятельности концерна, признает адвокат.
Юрист напомнил, что защита пыталась убедить обвинение в своем процессуальном праве узнавать заранее имена вызываемых в суд свидетелей, чтобы готовиться к заседаниям. Но обвинитель Дмитрий Шохин, пользуясь неясностью закона в этом пункте, ответил уклончиво, говорит Клювгант.
Адвокат отказался говорить точно, собиралась ли защита использовать Бахмину как своего свидетеля: «Мы не хотим действовать как-либо, чтобы даже создать угрозу ухудшения ее положения».
Вызов свидетелей в суд над Ходорковским и Лебедевым может начаться уже скоро. Обвинение готовится представлять письменные доказательства, но оговорилось, что «при необходимости» готово привлекать и свидетелей, сообщил Клювгант.
Статус «заложника» у Бахминой будет до 2011 года — до времени истечения полного срока ее наказания. Она должна ежемесячно отмечаться в Уголовно-исправительной инспекции (УИИ), говорит Смакаев. У нее будет паспорт и справка об освобождении. Муж собирается пойти в УИИ вместе со Светланой.