Режим контртеррористической операции в Чечне был введен с началом второй военной кампании в сентябре 1999 года. В четверг о снятии режима КТО было объявлено официально.
«Председателем (Национального антитеррористического) комитета, директором ФСБ Александром Бортниковым с 00.00 мск 16 апреля отменен приказ, объявляющий территорию Республики Чечня зоной проведения контртеррористической операции», — говорится в сообщении НАК, распространенном в четверг. «Этот день для нас станет историческим. Мы будем его отмечать ежегодно как праздничный день», — объявил президент Кадыров.
Комитету, собиравшемуся по поручению президента Дмитрия Медведева 31 марта и решившему тогда, что «вопрос требует дополнительной проработки», понадобилось для этого две недели.
Отныне «мероприятия по борьбе с терроризмом» в республике будут проводиться «в соответствии с общим порядком», отмечают в НАКе. «Такое решение призвано обеспечить условия для дальнейшей нормализации обстановки в республике, восстановления и развития ее социально-экономической сферы», — говорится в сообщении.
Однако специфические меры безопасности, вошедшие в оборот на Кавказе, снятие КТО отменяет лишь частично.
Патрулирование границ Чечни с соседними республиками, например, сохраняется. «Посты, которые стоят на границе, останутся, но дополнительного усиления не будет. Если поступит оперативная информация, что необходимо усиление, тогда и будем реагировать», — рассказал «Интерфаксу» ингушский президент Юнус-Бек Евкуров.
Как передает агентство РИА «Новости», оперативный штаб в Чечне уже получил указания «оптимизировать состав сил и средств» Объединенной группировки войск в республике. С прекращением режима КТО из Чечни будут выведены 20 тыс. военнослужащих Внутренних войск, признавал главком ВВ МВД Николай Рогожкин. Сделано это будет быстро. «МВД незамедлительно приступит к реализации мероприятий», говорится в официальном сообщении силового ведомства, попавшем в агентства в четверг.
Единственными постоянно расквартированными в республике силовыми подразделениями федерального центра в таком случае останутся 46-я бригада ВВ МВД и 42-я дивизия Минобороны.
Сокращения — примерно на 15% — коснутся и армейских подразделений. Они связаны с общим ходом военной реформы и переводом на бригадный подряд, заверяли в последний месяц в оборонном ведомстве. Численность войск будет уменьшена за счет переформирования 42-й мотострелковой дивизии в две общевойсковые бригады. Батальоны спецназначения ГРУ Генштаба «Восток» и «Запад» (первый возглавлял давний недруг президента Кадырова Сулим Ямадаев, впоследствии, предположительно, убитый) будут также расформированы, а их личный состав присоединится к военнослужащим 42-й дивизии.
Для силовиков сокращения могут оказаться не так важны, как отмена надбавок за несение службы в зоне КТО. «Первоначально это приведет к сложностям, — считает депутат-единоросс Александр Хинтшейн. — Будет сложно комплектовать армейские подразделения, так как сейчас они получают средства по особым ставкам».
Деньги волнуют не только военных — будут сняты и последние оставшиеся ограничения на экономическую деятельность в самой Чеченской республике. Речь идет о придании аэропорту Грозного статуса международного и создания там собственной таможенной службы. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) отреагировало на вести о снятии КТО незамедлительно.
«Росавиация считает возможным согласиться с предложением Чеченской республики об установлении пункта пропуска в аэропорту Грозный (Северный) и готова при поступлении проекта распоряжения правительства РФ рассмотреть и согласовать его», — отметили «Интерфаксу» в этом ведомстве.
Чеченские власти, признал в четверг Кадыров, готовились к этому загодя. «Не дожидаясь принятия решения, в республике интенсивными темпами велось строительство таможенного поста, осуществлялось выполнение комплекса мер для придания аэропорту статуса международного», — объявил Кадыров.
Отмена КТО сулит чеченским властям прямую экономическую выгоду, говорит эксперт Human Rights Watch Татьяна Локшина: «Снятие таможенных ограничений и придание аэропорту Грозного статуса международного важны для Кадырова в условиях, когда Госдума урезала бюджетные ассигнования на республику едва ли не на 30%».
«Президент республики и народ Чечни понимают, что положение у нас у всех сложное: бюджет секвестрован, социальные расходы на строительство, газификацию урезаны. Им надо самим вновь зарабатывать», — заметил «Газете.Ru» член думского комитета по безопасности Алексей Волков.
Эксперты и политики осторожны в оценках эффективности снятия особого режима.
«В ситуации ухудшения социально-экономического фона возможны всплески со стороны террористов. Так что в любом случае республика должна оставаться под особым вниманием и впредь», — заметил депутат-коммунист Иван Мельников. «Без особого восторга» воспринимает решение НАКа и Хинштейн. Но, на его взгляд, такое решение Москвы «ввиду изменения ситуации в республике» было «неизбежным»: «Количество терактов, которые происходят в Чечне, упало в разы. Либо режим КТО надо вводить и в Ингушетии и в Дагестане, либо отменять в Чечне».
Тот факт, что грозненская таможня окажется под контролем чеченского правительства, Хинштейн не отрицает.
Отмена КТО показывает главную тенденцию отношений Чечни и Кремля, говорит Локшина: «Кремль всегда рано или поздно прогибается под требования Кадырова». В Москве опасались давать Кадырову вольницу после серии скандалов вокруг главы Чечни, но даже эти опасения оказались недолгими, рассуждает она.
По словам Локшиной, в решении о снятии КТО есть и позитивные моменты. В республике должны отменить все ограничения для работы иностранных СМИ, власти и силовики должны будут аргументировать свои действия, опираясь только на действующие законы, перечисляет эксперт, «а как объяснить с помощью УК сжигание кадыровцами домов боевиков?».