В среду в Хамовническом суде Москвы продолжились слушания по существу второго уголовного дела в отношении экс-главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева. Защита методично заявляла ходатайства, а суд неизменно их отклонял. Впрочем, одно ходатайство защиты все же было частично удовлетворено.
В начале второго дня слушаний Ходорковский зачитал суду обращение к руководству Генеральной прокуратуры РФ с просьбой скорректировать поведение государственных обвинителей на процессе — Дмитрия Шохина и Валерия Лахтина. Прокуроры по-разному трактуют одни и те же нормы УПК, в зависимости от своих целей, считает экс-глава ЮКОСа. Так, гособвинители отказались пояснить суду, почему в качестве потерпевших из всего массива лиц, не являвшихся владельцами имущества ЮКОСа, ими были выбраны два бывших акционера Восточной нефтяной компании (ВНК), не упомянутая в материалах дела иностранная компания, Федеральное агентство по управлению имуществом и государственная компания «Роснефть». Это наводит на мысль о коррупционных мотивах следствия, считает Ходорковский. Кроме того, прокурор Лахтин, возражая на ходатайство защиты о вызове в суд свидетелей с ее стороны, высказал мнение, что достаточно будет выслушать свидетелей со стороны обвинения. Между тем прокурор Шохин в продолжение первого дня процесса декларировал равенство сторон в процессе. «Таким образом, стало очевидно, что государственные обвинители собираются по-разному трактовать УПК в зависимости от конкретной цели, что также противоречит обязанности сотрудников прокуратуры обеспечивать единообразие в применении закона», — резюмировал Ходорковский.
Адвокаты Ходорковского и Лебедева со своей стороны продолжили ходатайствовать о проведении допросов иностранных граждан — бывших топ-менеджеров ЮКОСа. В среду они попросили суд направить в правоохранительные органы США запрос об оказании правовой помощи в допросе Брюса Мизамора — гражданина этой страны, бывшего в 2001 году финансовым директором ЮКОСа. «В качестве финансового директора Мизамор отвечал за все вопросы бухгалтерского учета, корпоративные финансы, налогообложение, отношения с инвесторами, регулирование рисков и казначейские функции ЮКОСа и различных его дочерних компаний», — говорится в ходатайстве защиты. Суд отклонил его, как и аналогичное, поданное в первый день процесса (тогда адвокаты просили о допросах за пределами РФ целой группы бывших членов совета директоров ЮКОСа, граждан США и Франции). Также суд не согласился с просьбой об истребовании и приобщении к материалам дела документов, на основании которых была образована компания ЮКОС (в частности, указа президента), и не разрешил приобщить к делу документы о принятии на работу и увольнении ряда топ-менеджеров ЮКОСа, фигурирующих в материалах дела.
Единственным ходатайством, которое суд частично удовлетворил, стало ходатайство об истребовании и приобщении к материалам дела решений Томского и Ханты-Мансийского арбитражных судов, рассматривавших дела о законности договоров купли-продажи нефти между ЮКОСом и его дочерними компаниями. Адвокаты просили также истребовать в этих судах и приобщить к делу материалы прошедших судебных процессов, однако суд ограничился тем, что запросил описания этих материалов.