В Чечне пока не будет снят режим контртеррористической операции (КТО). К такому выводу пришел Национальный антитеррористической комитет (НАК). На прошлой неделе президент Чечни Рамзан Кадыров утверждал со ссылкой на свои сведения, что режим КТО будет снят 31 марта.
На закрытом заседании НАК председательствовал директор ФСБ Александр Бортников. Участники встречи, рассказали «Интерфаксу» в аппарате НАК, обсудили обстановку в Чечне и соседних республиках — Ингушетии и Дагестане. Присутствовали президенты всех трех республик. Были также обговорены «меры по оптимизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере противодействия терроризму».
По итогам было объявлено, что решение не принято, «вопрос требует дополнительной проработки» (цитата по «Интерфаксу»).
Против отмены режима КТО были представители силовых органов. Их решено привлечь к проработке вопроса.
Аппарат НАК рассмотрит этот вопрос совместно с «МВД, ФСБ, Минобороны и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти», заявлено по итогам заседания. Им поручено привести в соответствие с общероссийскими нормами «систему организации и управления специальными силами и средствами» по борьбе с боевиками в Чечне, говорится в сообщении НАК.
После проработки вопрос опять выносится на заседание НАК, который отправляет рекомендации президенту, режим КТО может быть снят только указом главы государства. Сроки повторного рассмотрения НАК не сообщает.
Не урегулирован вопрос о расформировании батальонов спецназа ГРУ «Восток» и «Запад», дислоцирующихся в Чечне, намекает источник «Интерфакса» в Минобороны.
По словам источника, личный состав батальонов «будет направлен на комплектование мотострелковых бригад, которые будут созданы на базе 42-й мотострелковой дивизии» (реформа бригады только начата, будет идти до конца года).
«Прежде чем решать судьбу батальонов, нужно понять, как трудоустроить этих людей, привыкших и умеющих держать в руках оружие, — говорит депутат Госдумы из комитета по безопасности Алексей Волков. — Если этого не произойдет, нам дороже обойдется».
Военные называют и ряд других проблем, возникающих при отмене КТО: вывод контингента Внутренних войск и сокращение финансирования служащих в «горячей точке» военных (режим КТО подразумевает повышающие надбавки).
С прекращением режима КТО из Чечни будут выведены 20 тыс. военнослужащих внутренних войск, признал в понедельник глава пресс-службы ВВ МВД Василий Панченков. Единственными постоянно расквартированными в республике силовыми подразделениями федерального центра в таком случае останутся 46-я бригада ВВ МВД и 42-я дивизия Минобороны.
Другая причина переноса решения — напряженная ситуация в соседних с Чечней регионах.
НАК поставил перед антитеррористическими комиссиями и оперштабами кавказских республик «задачи повышения эффективности противодействия террористическим угрозам». «Ситуация в Дагестане и Ингушетии не может не настораживать, — считает Волков. — Поэтому, чтобы не допускать боевиков на территорию Чечни, с точки зрения профилактики, наверное, решение комитета было правильным».
В окружении Кадырова признают, что их ожидания не удовлетворены. Советник чеченского президента Тимур Алиев признал, что в республике «была уверенность, что вопрос (о снятии режима КТО) будет решен положительно». Кадыров на словах остался доволен: «Сегодня на заседании НАК состоялся предметный разговор, а участники подробно обсудили нынешнюю ситуацию в республике и, на мой взгляд, положительно оценили ее».
«По всей видимости, было решено, что отмена ограничений может состояться при каких-то определенных условиях», — заметил Алиев. Не исключил он и того, что российские силовики решили повременить с выводами из-за истории о гибели Сулима Ямадаева, бывшего командира батальона «Восток».
Убийство второго члена влиятельного и враждебного Кадырову клана Ямадаевых, погибшего при невыясненных обстоятельствах (бывший депутат Госдумы Руслан Ямадаев был расстрелян в сентябре 2008 года в Москве), — действительно могло повлиять на НАК и может осложнить обстановку в Чечне, согласились собеседники «Газеты.Ru».
«Психологически это могло стать фактором для НАК, — говорит член комитета Госдумы по безопасности «эсер» Геннадий Гудков. — Может быть, организаторы покушения этого и добивались».