Израильскому бизнесмену российского происхождения Аркадию Гайдамаку грозит новое уголовное дело. Как сообщает израильская деловая газета The Marker, его деловые партнеры по компании Avalon из России и Франции обвиняют его в сокрытии прибылей от сделки по реструктуризации ангольского долга перед Россией.
%От имени французского бизнесмена Пьера Фальконе и его российского партнера Виталия Малкина, занимающего кресло сенатора от Бурятии, в воскресенье в окружной суд Иерусалима был подан иск с требованием раскрыть информацию о сделке, заключенной в 1995 году.
Тогда российская сторона договорилась с официальной Луандой о перекупке госдолга африканской страны на сумму в $3,9 млрд компанией Avalon, получившей 50-процентную скидку. Для погашения долга правительство Анголы выписало 31 долговое обязательство на сумму порядка $48 млн каждое. Векселя были переправлены в швейцарский банк UBS, причем освобождаться они могли только после оплаты наличными.
По данным газеты, Гайдамак сумел расплатиться самостоятельно и при помощи бизнес-партнеров только с 15 векселями. Для оплаты оставшихся предприниматель, получивший звание ангольского посла, договорился в 2001 году с президентом страны Жозе Эдуарду душ Сантушем о переводе на счет его кипрской компании $618 млн, однако из этой суммы на оплату долга пошла лишь половина. В итоге погашены были только 8 векселей, а оставшиеся $206 млн так якобы и остались на счетах фирмы.
Партнеры настаивают на раскрытии денежных операций Гайдамака и Avalon. В иске, поданном от их имени адвокатом Шмуэлем Каспером, как пишет The Marker, утверждается, что судьба ангольских миллионов им доподлинно не известна и требуется проследить прохождение денег по счетам.
Они также полагают, что Гайдамак присвоил себе их долю в сделке. Адвокат Каспер, с которым удалось связаться «Газете.Ru», выразил уверенность, что суд удовлетворит это справедливое требование.
Сенатор Малкин, в свою очередь, давать комментарий на тему иска к Гайдамаку отказался. Офис же самого Гайдамака, покинувшего Израиль в декабре прошлого года, не отвечает.
По данным СМИ, Гайдамак предпочел перебраться в Россию из-за решения государственной прокуратуры Израиля, которая должна дать ход или прекратить старое дело по подозрению в отмывании денег через банк Hapoalim. В 2005 году бизнесмен выступил поручителем в сделке неназванной казахстанской фирмы, которой он якобы выделил в качестве залога $50 млн. Эти деньги, по словам Гайдамака, использованы не были и вернулись на его счета. В феврале этого года, как писала «Газета.Ru», дела бизнесмена в Израиле пошли столь плохо, что он решил обратиться к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой о предоставлении гражданства, уже пятого. Гайдамак помимо израильского и французского гражданств является обладателем паспортов еще двух стран, Анголы и Канады.
В начале 2008 года Фалькон и его партнеры уже подавали гражданский иск против Гайдамака, обвиняя того в мошенничестве на сумму от $365 до 400 млн. Тогда Гайдамак выступил с утверждением, что с французским предпринимателем никакими бизнес-обязательствами он не связан, за исключением того, что в 1990-е оба пользовались одним банком, где открыли счета, пополнявшиеся от торговли нефтью. «Во французском банке BNP-Paribas я и Фальконе имели счета наших трейдинговых компаний, которые – вместе с корпорацией GlenCor – покупали и продавали нефть», — рассказывал Гайдамак в интервью израильскому онлайн-изданию NEWSru.co.il.
Французское правосудие, однако, считает иначе. С апреля 2007 года в Париже идет процесс, на котором подсудимыми выступают те же Фальконе и Гайдамак, обвиняемые в продаже оружия ангольским властям в обход международных санкций. Поставки, осуществлявшиеся между 1993 и 2000 годами, по данным следствия, оплачивались Луандой через тот самый BNP-Paribas и проходили в качестве займов на разработку ангольских нефтяных месторождений. В этом скандальном деле, в котором оказались замешаны 42 человека, включая сына президента Франсуа Миттерана Жана-Кристофа, Гайдамаку грозит до шести лет тюрьмы и €5 млн штрафа.
Фальконе, так же как и Гайдамак имеющий ранг ангольского посла и являющийся к тому же постоянным представителем Анголы при ЮНЕСКО, воспользовался своей дипломатической неприкосновенностью, чтобы не участвовать в деле. Гайдамак же, последний раз появлявшийся во Франции в 2000 году, в Париже так и не объявлялся. Вердикт по этому делу должен быть объявлен в октябре этого года.