В пятницу лидер думской фракции «Единая Россия» Борис Грызлов и глава Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков подписали протокол о сотрудничестве в работе по преодолению последствий экономического кризиса. Документ обговаривает отношения между единороссами и профсоюзами в условиях экономического кризиса.
Среди прочего в протоколе говорится об обмене «мониторингом по вопросам состояния производства на основных промышленных предприятиях, об основных тенденциях роста-спада выпускаемой продукции, а также по вопросам трудовых конфликтов». «Единая Россия» должна будет оказывать «всемерное содействия проведению переговоров между профсоюзами и работодателями» в случае возникновения трудовых конфликтов.
Как следует из протокола, действовать на предприятиях будет в основном ФНПР. Она же должна информировать фракцию ЕР в Госдуме о зарождающихся трудовых спорах на предприятиях
и организовывать совместные встречи трудовых коллективов и работодателей с представителями органов власти для разрешения конфликтов.
У депутатов Госдумы достаточно полномочий для урегулирования трудовых конфликтов, объяснил «Газете.Ru» заместитель фракции ЕР в парламенте Валерий Рязанский. «В данном случае мы не будем выступать ни в роли судьи, ни в роли обвинителя, мы будем действовать по линии общественной организации», — сказал собеседник «Газеты.Ru». По словам Рязанского, депутаты могут в случае необходимости делать депутатские запросы и, если понадобится, изменить трудовое законодательство.
Один из лидеров «Молодежного левого фронта», депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев убежден: мониторинг забастовок нужен партии власти для того, «чтобы подавлять рабочее движение в зародыше».
«ФНПР традиционно используется «Единой Россией» в качестве запасного отряда власти для контроля над массовыми акциями трудящихся, с тем чтобы направлять их в нужное русло. И сейчас ЕР дополнительно показывает, что профсоюзы с ней», — объяснил «Газете.Ru» депутат. В то же время все реальные профсоюзы относятся к ЕР негативно, и ЕР платит им взаимностью, убежден парламентарий. «Профсоюзы — это мостик между работодателем и работником. Они должны иметь возможность вести переговоры с работодателями и в то же время иметь авторитет и доверие работников. ФНПР имеет возможность вести переговоры с работодателями, но не имеет авторитета среди рабочих. Не имеет ни авторитета, ни укорененности на предприятиях и «Единая Россия», — добавил парламентарий.
Неофициальные профсоюзы, которые сейчас и являются инициаторами главных волнений в рабочей среде, к протоколу о сотрудничестве с единороссами отнеслись скептически.
«Конечно, помощь нам не входит в интересы власти: мы идем против политики премьер-министра. Поэтому она (власть — «Газета.Ru») подписывает соглашения с «официальными» профсоюзами, не обращая внимания на реальные проблемы рабочих», — говорит глава профсоюзного объединения российского завода General Motors (GM) Евгений Иванов. Он считает союз «Единой России» и ФНПР выгодным для обеих сторон: партия власти с многочисленными рычагами влияния на правоохранительные органы получает прямой доступ к работодателю, который будет информировать его о стачках и конфликтах, когда те еще находятся в зародышевой стадии.
Сам Иванов уже сталкивался с желанием государства заранее знать о готовящихся акциях протеста и возможных проблемах, однако работать с ним пыталась вовсе не партия власти. После того как профсоюзного лидера избили неизвестные в феврале этого года, его вызвали в Центр по противодействию экстремизму ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В «Центре Э» ему предложили сделку: «безопасность и защиту от криминальных структур» в обмен на информацию о деятельности Межрегионального профсоюза работников автопрома, о профсоюзах заводов General Motors и Ford.
Иванов сотрудничать с МВД отказался, заявив, что, по-видимому, избили его сотрудники правоохранительных органов, и добился возбуждения уголовного дела по ст. 119 УК РФ (угроза убийством).