Россия вновь использовала один из главных козырей в отношениях с США: свою программу военно-технического сотрудничества с Ираном. Во вторник источники агентства «Интерфакс» сообщили, что Москва все-таки не станет поставлять зенитно-ракетные комплексы С-300 Исламской Республике, ракетная программа которой крайне беспокоит США и Израиль. По этим данным,
реализация контракта на поставки Ирану мощных ЗРК с большой долей вероятности «может быть отложена на неопределенный срок».
«Решение по этому вопросу должно приниматься на политическом уровне, поскольку этот контракт вышел за чисто коммерческие рамки», — уточнили собеседники агентства.
Контракт, существование которого российская сторона последовательно, но безо всякого успеха опровергала, был подписан еще в 2005 году. Однако его детали остаются неизвестны — в прессе говорилось о поставке пяти дивизионов систем С-300ПМУ1 из наличия российского Минобороны, то есть от 40 до 60 пусковых установок.
Вооружение Ирана столь мощными системами ПВО представляет интерес не только для отечественного ВПК. Показательно надежная защита строящейся российскими силами иранской атомной электростанции в Бушере может побудить и других потенциальных заказчиков российских АЭС не опасаться возможной реакции со стороны международного сообщества, отмечает гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.
Однако главной ценностью этого контракта для Москвы стал тот факт, что он является источником раздражения как для ушедшей американской администрации Джорджа Буша-мл., так и его преемника-демократа Барака Обамы.
Новая американская администрация приглашает российских партнеров, по выражению вице-президента Джозефа Байдена, полноценно «перезагрузить» двусторонние отношения. Частью этой «перезагрузки» мог бы стать российский отказ дальше вооружать Иран, намекали в Вашингтоне.
Глава российского МИДа Сергей Лавров и его американская коллега Хиллари Клинтон на встрече в Женеве 6 марта поднимали вопрос о будущем сотрудничества Москвы и Тегерана. Россия, заметил тогда министр, в своем военно-техническом сотрудничестве с Ираном «не нарушает ничего» из существующих международных ограничений и одновременно «в полной мере учитывает все озабоченности, которые высказывают наши партнеры из США и Израиля».
Во вторник президент Дмитрий Медведев принимал в Кремле членов независимой консультативной комиссии по изучению политики США в отношении России. Во главе ее видные представители Демократической и Республиканской партий, экс-сенатор Гэри Харт и действующий сенатор Чак Хейгл. На следующей неделе они представят Обаме рекомендации для первой встречи президентов США и России в Лондоне 1 апреля. Медведев на встрече с сенаторами сказал, что Москва готова к «новым отношениям» с Америкой.
Однако значение сообщений о замораживании проекта с С-300 нельзя преувеличивать, считают эксперты «Газеты.Ru»: условия контракта не подразумевают конкретных сроков поставки ЗРК. Беря паузу, Москва лишь вынуждает США делать более конкретные предложения.
«Двусмысленность в вопросе о поставках — более чем выигрышная карта, которую Москва может и сейчас в любой момент вытащить из колоды, и было бы совсем некорректно для России ставить точку», — заметил в беседе с «Газетой.Ru» Сафаров. По его данным, в условиях контракта прописано, что поставки ЗРК будут осуществляться в сроки, которые «удовлетворят российскую сторону», значит, и говорить о кардинальном пересмотре Москвой своей позиции не приходится. Это значит, что последние заявления — «показатель неопределенности статуса этого контракта», подтверждает военный эксперт Константин Макиенко, замдиректора Центра анализа стратегий и технологий.
Неопределенность чувствуют и в Иране. В конце февраля в Москве побывал глава иранского министерства обороны Мостафа Мохаммад Наджар. Однако ни о каких подвижках в реализации контракта по итогам переговоров объявлено не было и на неофициальном уровне. До этого иранцы не упускали случая стать источником утечек о том, что ракеты уже поставляются в Иран или окажутся там в самое ближайшее время, напоминает Макиенко.
Одновременно Вашингтон активизирует активность на иранском направлении, считают эксперты. По данным источников в американской столице, турецкий президент Абдулла Гюль, начавший во вторник официальный визит в Тегеран, везет адресованное иранскому руководству предложение Обамы восстановить взаимопонимание. Анкара давно хотела играть роль посредника между двумя странами, что подтвердил 8 марта глава турецкого МИДа Али Бабаджан.
Нормализация отношений с Тегераном — одна из основных задач администрации Обамы, напоминает Сафаров. Вывод американских войск из Ирака, сроки которого уже объявлены — середина 2010 года, без предварительной нормализации американо-иранских отношений станет «катастрофой» для Вашингтона. «Ирак окажется фактически подконтролен Ирану, что будет означать провал всех многолетних усилий США по закреплению в регионе», — указывает эксперт.
Если Россия не удержит инициативу в своих руках, то у нее не останется другого выбора как оказаться наиболее полезным для Соединенных Штатов партнером за столом переговоров. Тогда-то «проект поставок С-300 окажется в угрожаемом положении», предполагает Макиенко.