Результаты
«Единая Россия» выиграла выборы в законодательные собрания девяти российских регионов — Хакасии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Татарстана, Волгоградской, Владимирской, Брянской, Архангельской областей и Ненецкого автономного округа (НАО).
Только в НАО ее результат ниже 50% — по предварительным данным, 42%.
В Волгограде, Владимире, Брянске и Архангельске единороссы получили 50% голосов и более — 50%, 51,3%, 54,3% и 51,8% соответственно.
Рекорды преданности партии власти, как всегда, побивают национальные республики: Татарстан и Карачаево-Черкесия — более 80%, Кабардино-Балкария — более 72%.
Средняя явка по стране, с учетом 80- и 70-процентной в национальных республиках, — 46%. Накануне ЦИК РФ сообщил, что этот показатель сохранился на уровне прошлых лет, и назвал его «приличным».
В борьбе за второе место победила КПРФ. Она получила 6 вторых мест в региональных парламентах из девяти. В Карачаево-Черкесии с 11,4% коммунистов обошли «Патриоты России», а в КБР и Архангельской области (более 12% и более 17% соответственно) — «Справедливая Россия». Как и ожидали коммунисты, в Татарстане они сумели добиться прорыва, получив больше голосов, чем на последних думских выборах (11% против 6,7%). В традиционно коммунистических регионах — Владимирской и Волгоградской областях — КПРФ хотя и уступила ЕР, но получила более 20% — 27,8% и 23,6% соответственно.
ЛДПР лучший результат показала в НАО — почти 20% голосов. Но при этом партия не прошла в заксобрания Карачаево-Черкесии и Татарстана — 2,6% и 2,9% голосов.
«Справедливая Россия» вторая в КБР и Архангельске — более 12% и почти 18% голосов соответственно, но при этом собрала 4 последних места — в НАО, Владимирской, Брянской областях и Хакасии — почти 13%, 8,8%, 8,5% и 7,5% — везде выше проходного барьера.
Где проиграла «Единая Россия»
Более неожиданными оказались итоги голосования на муниципальных выборах, состоявшихся 1 марта. «Единой России» не удалось добиться полного успеха на выборах мэров четырех областных центров. В Томске во второй тур вместе с единороссом Николаем Николайчуком (40,6%) вышел самовыдвиженец, журналист Александр Деев (34,8%), построивший кампанию полностью на критике работы и. о. мэра Николайчука. В Томске выборы проходили впервые после скандального увольнения с должности бывшего градоначальника Александра Макарова, который с 2006 года сидит в СИЗО в ожидании суда по обвинению в должностных преступлениях и хранении наркотиков.
Мурманск не смог выбрать мэра из-за скандала внутри ЕР. Губернатор Михаил Евдокимов одновременно поддерживал и официального кандидата ЕР мэра Юрия Савченко, и его соперника Сергея Субботина.
В ходе кампании Евдокимов критиковал партию власти за «грязные методы борьбы». Из-за этого руководство ЕР пригрозило губернатору исключением из партии, а сам Евдокимов, по данным прессы, написал заявление об увольнении.
У Савченко на данный момент 32,99% голосов, у Субботина — 22,53%. В Петропавловске единоросс не смог в первом туре одолеть «эсера». Действующий мэр Владислав Скворцов («Единая Россия») набрал 33%, Михаил Пучковский («Справедливая Россия») получил 28%. Явка на Камчатке была очень низкой — около 30%.
Мэром Смоленска, по предварительным данным, избран Эдуард Качановский, исключенный из «Единой России» за самовольное выдвижение в мэры. ЕР, впрочем, уже заявила как ни в чем не бывало, что победитель — член партии.
За него проголосовали 28,51% избирателей. Качановский является депутатом облдумы от ЕР на непостоянной основе. На пост мэра претендовали девять кандидатов, в том числе и поддержанный «Единой Россией» депутат Виктор Разуваев. Однако кандидат партии власти уступил Качановскому, набрав лишь 17,82%. Возглавлявший Смоленск с 2003 года Владислав Халецкий, накануне выборов исключенный из «Единой России», набрал 5,79% голосов.
Поражение ЕР потерпела в промышленном ЗАТО Трехгорный в Челябинской области. Там выиграла Светлана Ольховская, а мэр-единоросс Николай Шиманович набрал 36,35% голосов. Ольховская прежде работала в горадминистрации бухгалтером, но была сокращена с началом кризиса. Теперь она обошла своего бывшего начальника на 15% голосов.
Единороссы также проиграли на выборах двух муниципалитетов в Калининградской области, в Свердловской уступили кресло мэра Краснотурьинска и еще нескольких муниципалитетов. В Приморье единоросс проиграл в Партизанске.
Неожиданно успешно дебютировали на муниципальных выборах «новые правые»: в Тольятти только зарегистрированная партия «Правое дело», поддержавшая демократическое движение «Декабрь», заняла второе место после единороссов. В Волгограде праводелы провели в заксобрание трех своих кандидатов-одномандатников.
«Нарушений было огромное число»
Единороссы и коммунисты выразили удовлетворение результатами региональных кампаний. Партия в целом довольна результатами выборов, сказал, в частности, «Газете.Ru» председатель исполкома ЕР Андрей Воробьев. Отвечая на вопрос о возможных дисциплинарных партийных выводах за проигрыши на муниципальном уровне, председатель президиума генсовета ЕР Вячеслав Володин предложил «дождаться результатов». «Мы будем подводить итоги голосования в регионах за партию, вот тогда и наступит момент истины», — сказал единоросс.
В свою очередь первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников отметил, что у партии много претензий к организаторам выборов и владельцам административного ресурса. «В то же время итоги единого дня голосования мы оцениваем удовлетворительно», — заявил Мельников.
Не удовлетворены итогами выборов в ЛДПР. Лидер партии Владимир Жириновский заявил в понедельник о намерении добиваться изменения состава Центризбиркома РФ, а также отставки глав Татарстана и Карачаево-Черкесии, где партию не пустили в региональные законодательные собрания. По словам Жириновского, ЛДПР на протяжении всего февраля направляла жалобы на нарушения в ходе предвыборной кампании в ЦИК РФ, однако тот их игнорировал. Агитацию партии «вести не давали, запугивали», а в единый день голосования наблюдатели от ЛДПР зафиксировали факты вброса бюллетеней, подкупа избирателей, использования ручек с исчезающими чернилами. «Нарушений было огромное число», — цитирует Жириновского ИТАР-ТАСС.
«Патриотам России» успешное выступление в двух из трех регионов — Карачаево-Черкесии (11,4%) и Хакасии (7,27%), а также победа кандидатов-одномандатников в Архангельской, Пензенской и Псковской областях дали основание считать себя «единственной непарламентской партией, способной создавать реальную конкуренцию партиям, представленным в Государственной думе».
Партия власти теряет города
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко одним из главных итогов прошедшей кампании считает сохранение высокого уровня поддержки населением партии «Единая Россия». По его мнению, это говорит о том, что «на федеральном уровне нет других партий, предлагающих альтернативную программу выхода из кризиса».
«В то же время, как только уровень выборов снижается, чем более конкретными становятся выборы, тем больше возникает у партии проблем», — отметил Минченко, говоря о целом ряде муниципальных кампаний, проигранных единороссами.
Собеседник «Газеты.Ru» считает некорректным сопоставление итогов региональных выборов и федеральной думской кампании, по сравнению с которой «Единая Россия» несколько потеряла в весе. «Снижение результатов по сравнению с думскими выборами — традиция. На региональных выборах другая повестка дня, хотя сейчас ЕР несколько спасает единый день голосования, к которому можно приурочивать какие-то заявления и решения», — говорит эксперт. При этом он отметил, что предпринятые в разгар избирательной кампании отставки губернаторов ряда регионов не оказали воздействия в плане голосования за «Единую Россию».
Повсеместное укрепление позиций коммунистов Минченко объяснил тем, что «это единственная партия (из оппозиционных. — «Газета.Ru»), которая активно работала на федеральном уровне». «Справедливую Россию» я на федеральном уровне не вижу, а ЛДПР предложила много хороших рекламных находок, но альтернативной программы не было и у нее», — говорит Минченко.
%На прошедших выборах закрепилась наметившаяся ранее любопытная тенденция к превращению «Единой России» в «партию села», а КПРФ — в «партию города», то есть за ЕР больше голосует сельский избиратель, а за КПРФ — городской, обратил внимание Минченко.
Прежде ситуация была ровно обратной.
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев отмечает отсутствие на региональном уровне конкуренции. «Основным направлением «зачисток» со стороны федерального центра был именно региональный уровень: именно там теперь в выборах почти повсеместно участвуют только политические партии, которых всего четыре, а муниципальные выборы еще остаются выборами персоналий», — пояснил эксперт.
Из-за большого количества участников у властей просто «не дотягиваются руки, чтобы отрегулировать механизм» подсчета голосов на муниципальных выборах, считает Кынев.
По мнению политолога, прошедшие выборы уже отразили реакцию населения на экономические трудности — по сравнению с думскими выборами 2007 года единороссы несколько потеряли в политическом весе. В ближайшее время партии придется расплачиваться за «институциональные ошибки, допущенные в прежние годы», — в частности, за повсеместное введение пропорциональной системы голосования: «Система, основанная на персоналиях, — гораздо устойчивее системы, основанной на партизации, — считает Кынев. — В одном человеке избиратели разочаровываются гораздо дольше, чем сразу в нескольких». В изменившихся экономических условиях избиратели будут выражать свой протест голосованием против ЕР. Показателен пример Твери, считает эксперт, где партия всего за полгода потеряла почти 20% голосов: еще в октябре минувшего года на выборах в региональное заксобрание ЕР получила там 47%, а по результатам голосования 1 марта нынешнего года — только 30%. В результате выборы выиграли коммунисты.
Бьет по партии и общее снижение уровня политической конкуренции: начинаются дрязги внутри самой ЕР, которые оказывается невозможно скрыть от избирателей, отметил Кынев. Примером таких дрязг стало выдвижение сразу в нескольких муниципалитетах кандидатов-единороссов, с последовавшим проигрышем непосредственно партийных выдвиженцев. Кынев считает, что хорошего выхода из ситуации, в которой партийцы предпочитают победу на выборах членству в ЕР, нет: «У руководства партии есть два варианта, и оба плохие: будут слишком либеральными — на местах все просто расползется по швам, будут слишком жесткими — тоже получится нехорошо».