Зорькин будет председателем Конституционного суда РФ следующие три года. В пятницу во время тайного голосования он был переизбран на третий по счету срок (третий подряд, четвертый с учетом 90-х гг.). Прежние полномочия Валерия Зорькина истекают завтра, 21 февраля, поэтому выборы были назначены на предшествующий этому событию день. Голосование состоялось в соответствии с регламентом КС на закрытом заседании в Помпейском зале здания Сената, где базируется сейчас суд.
Выборы прошли в два тура. В первом судьи отобрали среди себя кандидатов на должность председателя. Рейтинговое голосование выявило четырех лидеров. Первое место занял Зорькин, второе — зампредседателя КС Ольга Хохрякова, третье с равным количеством голосов поделили между собой Сергей Казанцев и Сергей Маврин. В бюллетень для окончательного отбора разрешено включать не меньше трех фамилий, но Хохрякова взяла самоотвод.
За Валерия Зорькина отдали голоса 14 судей при необходимых для победы 10 голосах.
Как разделились остальные голоса между Мавриным и Казанцевым и был ли кто-то против действующего председателя — неизвестно. Отметим, что Сергей Казанцев — петербургский юрист, выпускник юрфака СПбГУ и судья, попавший в КС в начальный период правления Владимира Путина.
Ранее «Газета.Ru» рассказывала, что главным оппонентом на выборах председателя КС считают судью Николая Бондаря, однако он не прошел во второй тур. Источник в суде рассказывал, что эта кандидатура может объединить оппозицию Зорькина, отметив, что это будут 5 человек. Действительно, именно пять судей не поддержали действующего председателя.
Для судей результат выборов не стал неожиданным. Как выразился новичок в суде Сергей Князев, который вошел в состав КС взамен назначенного на пост президента Карачаево-Черкесии Бориса Эбзеева, «итог предсказуем и ожидаем». Но заверил, что «это не было управляемое голосование, никакого воздействия на себя мы не испытывали».
Валерий Зорькин стал председателем КС четвертый раз в своей карьере. Он выступил первопроходцем — возглавлял суд в первые после его учреждения годы работы, с 1991-го по 1993 год. Пережив председательство Николая Витрука (с 1993-го по 1995 год), Владимира Туманова (1995–1997 годы) и Марата Баглая, он вновь вернул себе пост в 2003 году.
После выборов Зорькин заявил, что ему просто повезло: «С точки зрения истории я побыл главой суда и в прошлом, и в наступившем веке».
По его словам, с тех пор многое изменилось: «Мы стали менее наивными, более уверенными, у нас появились новые трудности по сравнению с годами романтизма и их трагическими событиями».
«Мы набрались опыта и теперь можем стоять в ряду с другими конституционными судами цивилизованных стран», — сказал он.
Зорькин не смог выделить наиболее показательные дела из рассмотренных КС за период его председательства: «Можно воспринимать это по-разному, но это то же самое, что выделять больше, чем других, кого-то из своих детей». Председатель не видит необходимости в исправлении законодательства, регулирующего работу самого КС: «Нет нужды менять эту базу кардинально — законы работают. Судьи, конечно, накопили некоторое количество пожеланий, и некоторые считают, что нормативные акты нуждаются в корректировке. Однако, если это способно спровоцировать эффект домино и в результате правки все повалится, лучше уж ничего не трогать».
Что касается исполняемости решений КС, по вынесении которых Государственной думе нередко требуется изменять законодательство, то, по мнению Зорькина, здесь «все обстоит более или менее благополучно». Напомним, что накануне выборов председатель КС встречался с президентом Дмитрием Медведевым в Стрельне. Глава государства высказался за то, чтобы законодатели и суды общей юрисдикции с большим вниманием относились к решениям КС. Кстати, эту встреча, как рассказывали «Газете.Ru» источники в КС, была расценена как поддержка Зорькина.
В пятницу Зорькин еще раз подчеркнул позицию КС по вопросу создания новой судейской институции, которая могла бы заняться дисциплинарными вопросами, находясь при этом вне судебной системы, — так называемого суда для судей. Эта идея, по словам Зорькин, не логична, во всяком случае в отношении КС, который полностью независим — как и во многих других странах, сам решает и дисциплинарные проблемы, и вопросы собственных полномочий.
Напомним, что Валерий Зорькин стал известен во время событий октября 1993 года. Он выступил в защиту тогдашней Конституции, против которой стоял президент Борис Ельцин. Но Зорькин потерпел поражение: под угрозой разгона всего состава КС Зорькину пришлось поплатиться своим постом. Как вспомнил сегодня сам председатель: «Тот год был самым, пожалуй, трагическим в жизни». Теперь он более лояльно оценивает изменения основного закона страны. Последние поправки в Конституцию, увеличившие срок полномочий президента и Госдумы до 6 и 5 лет соответственно, он охарактеризовал как «не искажающие» ее основ. «Если политики считают, что данные изменения необходимы, то вся ответственность за издержки лежит на них», — заявлял он прошлой осенью.