Таджикистан грозит стать очередной страной СНГ, которая обиделась на Россию. В субботу по каналам информагентств прошла информация об отказе президента этой среднеазиатской страны Эмомали Рахмона приезжать в Москву.
В ходе давно запланированного визита он должен был в понедельник встретиться со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым и в среду принять участие в саммитах ОДКБ и ЕврАзЭС.
«Эмомали Рахмон не будет покидать Таджикистан из-за сложившейся ситуации, вызванной энергетическим кризисом, — рассказал тогда «Интерфаксу» глава департамента информации МИД Таджикистана Давлат Назри. — Все визиты, намечавшиеся на первую декаду февраля, отложены».
В российском МИДе об отказе Рахмона, до этого почти не пропускавшего встреч подобного уровня, знают, но комментировать официально «Газете.Ru» отказались. «Кремлевское это дело», — заметил собеседник.
Эксперты видят за отказом Рахмона явное похолодание в отношениях Душанбе и Москвы.
«Есть большое подозрение, что отказ — ответ на речь Медведева, который чуть больше недели назад в Ташкенте согласился с узбекским президентом Исламом Каримовым, что вопросы о строительстве ГЭС следует решать коллегиально с учетом интересов всех стран региона», — рассказал «Газете.Ru» Даниил Кислов, основатель и главный редактор информагентства «Фергана.Ру».
В коммюнике российской делегации тогда была подчеркнута необходимость «учета интересов всех государств, расположенных на трансграничных водотоках Центрально-Азиатского региона, при осуществлении проектов строительства на них гидроэнергетических сооружений, руководствуясь общепризнанными нормами международного права». МИД Таджикистана в ответ издал особую ноту, где недоумевал по поводу заявления российского лидера.
Водная проблема — одна из самых болезненных в отношениях между Узбекистаном с одной стороны и Таджикистаном и Киргизией — с другой. Ташкент крайне встревожен проектами постройки высотной 347-метровой плотины Рогунской ГЭС в Таджикистане и каскада Камбаратинских ГЭС в Киргизии. В Узбекистане уверены, создание этих объектов обернется экологической катастрофой для водостока рек, проходящих по его территории.
И официальная, и альтернативная причины отказа Рахмона от посещения Москвы являются явлениями одного порядка, настаивает Кислов. «Дефицит электроэнергии в Таджикистане вызвало предновогоднее решение Ташкента обрезать ветку, по которой южный сосед питался энергией из Туркменистана. Узбекистан объяснил это аварией на собственных ЛЭП, но поговаривают, что это месть Рахмону за активность в борьбе за водные ресурсы», — рассказывает эксперт.
В пользу того, что Москва оказалась заложницей в споре двух среднеазиатских государств, говорит и тот факт, что январский визит Медведева в Ташкент едва не сорвался. Ходили слухи, что президент Каримов вряд ли будет в состоянии его принять из-за болезни. А минувшей осенью в Ташкенте было решено выйти из ЕврАзЭС. Этот жест мог продемонстрировать, насколько в стране недовольны слухами о российских инвестициях в таджикскую гидроэнергетику.
Какая сторона сделает следующий шаг в этой игре, пока остается неясным, говорит эксперт. Возможно, ей окажется вновь Таджикистан. Несмотря на отмену турне по странам Балтии, Рахмон твердо намерен принять участие в саммите, который организовывает для большинства стран СНГ 10 февраля в Брюсселе ЕС. «Евросоюз может замолвить за него свое слово, потому что они прекрасно знают суть вопроса. Речь идет не только об экономическом споре, а о возможности предупредить войну между двумя государствами региона», — считает Кислов.