Премьер Грузии Григол Мгалоблишвили объявил о своей отставке на пресс-конференции в пятницу. Свой уход 35-летний политик объяснил плачевным состоянием своего здоровья.
По словам Мгалоблишвили, Грузия заслуживает здорового и полного сил премьера. Страна нуждается в правительстве и премьере, которые смогут работать 24 часа в сутки, сказал он.
Сам Мгалоблишвили работать круглые сутки не может. Сообщения о стремительном ухудшении его здоровья появились в местных СМИ в конце 2008 года. В январе в Германии ему провели комплексное медицинское обследование и поставили диагноз «нефропатия» (воспалительный процесс на почках в результате инфекции). 27 января Мгалоблишвили вернулся к своим обязанностям, однако справляться с ними в полной мере оказался не способен.
«По заключению врачей, мне еще понадобится лечение в течение двух месяцев, но сегодня Грузия не может позволить себе такой роскоши», — сказал Мгалоблишвили. Он выразил сожаление, что его болезнь совпала с этапом, когда «наши усилия направлены на преодоление проблем, вызванных мировым экономическим кризисом и российской агрессией».
Большого сожаления уход Мгалоблишвили в грузинском обществе не вызовет. Дело в том, что назначение главой правительства Грузии 1 ноября прошлого года никому не известного чиновника было воспринято с большим удивлением. «Мгалобишвили был малоизвестен, и за то время, что он был премьером, просто не успел себя проявить», — сказал «Газете.Ru» глава Международного центра по конфликтам и переговорам Григорий Хуцишвили.
С 1996 года Мгалоблишвили работал на различных постах в министерстве иностранных дел, был послом Грузии в Турции, а также Албании и Боснии. Представляя Мгалоблишвили в качестве премьера, Саакашвили назвал его «экспертом в привлечении инвестиций».
Отставка молодого премьера могла быть вызвана не только слабым здоровьем, но и серьезными противоречиями с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. В декабре президент, по сведениям местных СМИ, ударил больного премьера по лицу и кинул в него телефон.
О том, что в Грузии ходили слухи о разногласиях премьера и президента, рассказал и политолог Хуцишвили. «Точной информации нет, но премьер еще молод, и когда мы общались, на проблемы со здоровьем он не жаловался. Дыма без огня не бывает, и не исключено, что именно проблемы с Саакашвили стали причиной отставки», — сказал Хуцишвили.
Несовместимость премьера с Саакашвили назвал реальной причиной отставки Мгалоблишвили и один из лидеров оппозиционной Республиканской партии Давид Зурабишвили. «Ухудшение здоровья премьера было одной большой сказкой, которую власти раскатали», — сказал оппозиционер агентству GHN.
Преемником Мгалоблишвили стал нынешний первый вице-премьер Грузии Ника Гилаури.
Именно его порекомендовал назначить на оставленную им должность сам Мгалоблишвили. Вскоре после его отставки Саакашвили, последовав совету бывшего премьера, предложил парламенту кандидатуру Гилаури. Сейчас будущий глава правительства занимает пост министра финансов.
По словам Хуцишвили, возглавивший министерство энергетики после «революции роз» Гилаури «создал себе положительный имидж из-за хорошего снабжения населения электроэнергией». «В последующие годы Гилаури не был замешан в скандалах. Однако неясно, насколько он готов принимать самостоятельные решения», — сказал Хуцишвили.
С тех пор как грузинская «революция роз» привела к власти Михаила Саакашвили, в Грузии сменилось уже четыре премьер-министра.
С февраля 2004 года по февраль 2005 года правительство возглавлял погибший при подозрительных обстоятельствах Зураб Жвания. До ноября 2007 года, когда был жестко разогнан оппозиционный митинг, премьером Грузии был Зураб Ногаидели. Его сменил Ладо Гургенидзе, отставленный в октябре 2008 года по итогам войны в Южной Осетии.
Ногаидели, как и экс-спикер Нино Бурджанадзе и бывший посол Грузии в ООН Ираклий Аласания, недавно объявил о своем переходе в оппозицию. Хуцишвили затруднился оценить перспективы ухода в оппозицию Мгалоблишвили. «Если он уйдет в оппозицию, то будет видно, что у него были разногласия с Саакашвили», — сказал Хуцишвили.
Грузинский политолог Гия Хухашвили заявил, что «после смерти Жвании института премьерства в Грузии не существует». «Не имеет значения, кто будет премьером, так как испорчен сам механизм карусели. У нас влияния никакой политик не имеет», — сказал «Газете.Ru» Хухашвили.